Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нём проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану, который будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъёма, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб, стихотворение состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Олицетворения“Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стихов Тютчева: переплетение нескольких тем, лёгкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов и, главное, большая любовь поэта к природе. Всё это отразилось в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на её попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времён года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения, в нём красочно описывается природа. Описание это даётся сквозь призму восприятия лирического героя. Благодаря использованным приёмам, стихотворение может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имён, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – времена года, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Людмила Корочкина
    5/7
  • Макс Хромов
    7/7
  • Ольга Корнейчук
    7/7
  • Анастасия Карпенко
    7/7
  • Демина Юля
    6/7
  • Костя Мандрыка
    7/7
  • Елизавета Бурим
    6/7
  • Мария Херенская
    7/7
  • Серый Сечин
    7/7
  • Марина Шамина
    7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 55.

Предметы