Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Вопреки громкому заявлению в первой строке стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” посвящено оно как раз природным явлениям, о которых поэт глубоко размышляет. Краткий анализ “Я не ищу гармонии в природе” по плану представляет собой анализ этих размышлений. Использовать его можно на уроке литературы, чтобы объяснить ученикам 8 класса суть произведения.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

История создания – произведение, которое является программным, написано в 1947 году в Москве.

Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, её дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии. Можно отнести к философской лирике более, чем к пейзажной.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает её суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты“ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.

Метафоры“не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

История создания

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически.

Тема

Стих посвящён природе, а именно, её материнскому началу. Поэт рассматривает её как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребёнка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын, то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать её суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стихотворения.
Это произведение – классический пример философской лирики, в нём Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трёх разных сторон, что и обусловливает трёхчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой: в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы всё успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.

И в третьей части поэт рассматривает её как мать человечества: да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять её в русло гармонии, при этом не изменяя её суть.
Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Жанр

Это произведение относится к жанру элегии, так как здесь видим грустное размышление о дисгармонии человека и природы.

Средства выразительности

Автор использует тропы, чтобы более ясно выразить основную мысль. Так, основные художественные средства в произведении – это:

  • Эпитеты “ясный небосвод”, “ожесточённое пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
  • Метафоры“не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода“.

Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Н. Заболоцкий написал стихотворение «Я не ищу гармонии в природе»?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Руслан Якутович
    7/7
  • Кирилл Чабанюк
    5/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 45.

Предметы