Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Педагог по образованию, он как никто другой умел донести до читателя вложенную в поэтические строки идею. Краткий анализ “О красоте человеческих лиц” по плану поможет ученикам 11 класса лучше понять эту идею. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» Заболоцкого

Краткий анализ

История создания стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.

Эпитеты“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.

Метафоры“струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.

Сравнения“словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.

Анафора“есть лица”.

История создания

Произведение написано в период оттепели, когда многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий, испытывали творческий подъем. Датируется произведение 1955 годом, когда поэт поддерживал деятельность “Объединения реального искусства”. Заболоцкий исповедовал принципы реалистичной традиции в литературе и писал такие произведения, которые были бы понятны даже детям. Этому помогало его педагогическое образование.

Тема

Стих посвящен не просто описанию человеческих лиц: поэт говорит о том, что на них буквально “написаны” характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать “написанное”, можно узнать о человеке гораздо больше, чем он о себе рассказывает. Заболоцкий использует метафору со знаниями не просто для красоты слога, ведь жизнь – это тот же дом и каждый человек строит ее по-своему.

При этом он также отмечает, что красота лица не должна становиться приоритетом при оценке человека, ведь главное – это душа, которую можно в этом лице разглядеть.

Композиция

Произведение имеет одночастную композицию. С первой строфы поэт описывает разные лица-здания, сначала проводя аналогию, а после – делая вывод. Такой принцип построения упрощает для читателя понимание вложенной идеи. В основном каждому лицу-зданию автор уделяет по две строки – и тем важнее в композиционном смысле последние две строфы, посвященные неказистой снаружи и прекрасной внутри “хижине” и лицам, которые напоминают автору “ликующие песни”.

При этом поэт использует принцип нарастающей эмоциональности, когда в конце он выражает мысль о том, что мир прекрасен. И прекрасных людей в нем тоже много, если не полениться и отыскать их.

Жанр

Заболоцкий часто обращался к такому жанру, как философская лирика. Именно он позволял ему рассматривать волнующие проблемы всесторонне и глубоко. К этому жанру относится и стихотворение “О красоте человеческих лиц”.

Оно написано четырехстопным амфибрахием, который передает раздумчивость произведения, придает ему характер размеренного рассуждения.

Средства выразительности

Стихотворение “О красоте человеческих лиц” богато разнообразными выразительными средствами, каждое из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:

  • Эпитеты “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
  • Метафоры “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
  • Сравнения “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
  • Анафора “есть лица”.

По сути, все произведение – это композиция из развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует образы для того, чтобы донести до читателя свою идею, а рефрен “есть лица” не только отделяет одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия образов единой.

Сравнения позволяют Заболоцкому показать, как различаются человеческие лица, какими разными они могут быть. И как важно при этом смотреть не на внешнее, а в душу – через глаза-окна.

Тест по стихотворению

Предметы