Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты«черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Тема

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды».

Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Тест по стихотворению

Предметы