Детство Чехова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Выдающийся российский драматург и мастер современного рассказа, Антон Павлович Чехов известен всему миру. Он описывал жизнь России своего времени, используя обманчиво простую технику, лишённую навязчивых литературных приёмов, и известен как выдающийся представитель русской реалистической школы конца 19 века.

Тяжёлое детство

Детство Чехова оставило болезненный след в памяти писателя.

Родился Антон Павлович 17 (29) января 1860 года в портовом городе Таганроге Екатеринославской губернии (ныне — Ростовская область). Он был в семье третьим ребёнком из шести. Дед писателя в своё время был крепостным, но благодаря упорному труду и бережливости он смог купить свободу своей семье.

Отец Антона Чехова – Павел Егорович – воспитывал своих детей в большой строгости. Накопив денег, он открыл бакалейную лавку в Таганроге. Помогать отцу в торговле стало для сыновей обязательным занятием. Но особого энтузиазма у самого Павла Егоровича купеческое дело не вызывало. Гораздо больше внимания он уделял церковной службе и общественной деятельности. Детям работу в продуктовой лавке приходилось совмещать с учёбой в гимназии, бесконечными репетициями в церковном хоре, молениями. Чрезмерная набожность отца обернулась для Антона впоследствии отвращением к религии. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.

Антон Павлович писал о своём детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»

Детство и юность Чехова проходили в основном в отцовской лавке, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, проявление радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.

Юность писателя

Павел Егорович желал видеть своих детей людьми образованными, пророча им жизнь лучше и счастливее своей. Поэтому все они посещали гимназию, занимались музыкой со специально нанятым преподавателем, начали рано изучать иностранные языки.

Антон Павлович сначала в течение двух лет ходил в греческую школу в Таганроге. Преподаватель этого учебного заведения был жестоким, за провинности ставил в угол коленями на соль, бил учеников линейкой.

Когда Чехову исполнилось 8 лет, его перевели в классическое мужское заведение – таганрогскую гимназию, которая давала превосходное образование и воспитание. По окончании восьми классов выпускники могли поступить в любой вуз страны без экзаменов или даже поехать учиться за границу.

Обучение в гимназии послужило для Антона Павловича началом его будущей деятельности. Здесь начинает формироваться видение мира классика, появляется любовь к литературе, выходят из-под пера первые небольшие творческие произведения. Будучи гимназистом, Чехов издавал юмористические журналы, писал забавные рассказы, сценки, придумывал подписи к рисункам, подписываясь смешным прозвищем «Чехонте́», придуманным для него учителем Закона Божьего.

Когда Антону исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения. Разорившись, отец перевёз всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в учении.

Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности. Наиболее колоритные фигуры впоследствии были описаны на страницах его произведений.

По окончании гимназии молодой человек поступил на медицинский факультет Московского университета. Этим событием было ознаменовано начало новой жизни – жизни студента. В то же время, стараясь помочь семье материально, он начинает публиковать свои короткие рассказы и фельетоны в журналах.

Тема детства у Чехова

Антон Павлович придерживался мнения, что специально для детей писать не нужно. Но тем не менее, сам Чехов тему детства затронул в нескольких известных рассказах. Например, «Белолобый» и «Каштанка». Кроме того, многие его творения, публиковавшиеся в журналах для взрослых, входят в круг детского чтения («Ванька», «Мальчики», «Детвора»).

В произведениях о детях писатель особенно живо проявлял своё умение за внешним благополучием разглядеть смятение чувств, душевную драму, невидимую миру. Писатель показывает, как взрослые довольно часто вымещают свое недовольство, обиду за неудачи на беззащитных малышах.

Сам Антон Павлович о своих детских и юношеских годах говорил следующее: «В детстве у меня не было детства». Это совершенно не помешало, а скорее помогло, выдающемуся писателю и драматургу создать удивительные и невероятно трогательные произведения.

закрыть