Общение

В общении заключается сложный процесс устанавливающий, налаживающий и развивающий многоплановые контакты между отдельно взятыми людьми, или группами людей. Подобный процесс изначально порождён был необходимостью установления коммуникационных связей в обществе для совместной деятельности и передачи информации. На примере развития человечества, можно сделать логический вывод – это стало возможным только благодаря общению, вне его, невозможна любая деятельность человека в социуме.

Развитие общения

Развитие общения заключается в меняющемся содержании его, по мере того, как меняются цели, мотивы и средства. Процесс этого разделён на этапы развития в онтогенетическом плане и общения и самого человека:

  • В младенческом возрасте, от момента рождения до 8-10 месяцев, общение ребёнка выражается в удовлетворении его органических потребностей. Для этого служит мимическое общение и применение жестикуляции;
  • В возрасте от 8-10 месяцев до 1,5-2 лет, для возрастающих потребностей ребёнка, жестикуляции уже мало. Наблюдается постепенное совершенствование форм общения, выраженное в переходе от простых звуков к более сложным речевым оборотам;
  • В возрасте от 2 до 7 лет, происходит переход к предметной деятельности детей, чему способствует природная любознательность и игры. В этот период формы общения становятся произвольными и используются для этого различные средства;
  • В школьном возрасте, на фоне дифференцирующихся целей и образовательного, начинается совершенствование всех средств общения, усвоенных ранее. Выражается это в разделении способов общения на деловое и личностное, с пониманием отличий между ними;
  • В зрелом возрасте, в процессе взросления, у людей прививается такое понятие как культура общения, в зависимости от принадлежности к определённому социуму. Развиваются способности регуляции речевых оборотов, в зависимости от ситуации общения.

Цель общения

Каждый человек в общении с другим человеком преследует какую-то определенную цель – это основа всякого диалога. Другими словами, любой разговор затевается для чего-то, даже если он выражается в том, чтобы поддержать беседу в компании, разрядить обстановку, или завести разговор с незнакомым попутчиком в поезде, чувствуя неловкость от молчания. В любой из этих ситуаций, он будет «ни о чём», но то, по причине чего завязывается общение – и является целью, в этом так же состоят и его функции. Бесцельного общения не существует – обращение к любому человеку, непременно имеет свою цель, будь то вопрос, замечание или наблюдение. Именно в цели и кроется ответ на вопрос – зачем человеку общение.

Важность общения между людьми, отмечена в Библии – когда люди начали строить Вавилонскую башню, Бог смешал их языки, чтобы они не понимали друг друга, после чего строительство прекратилось.

Стороны общения и его содержание

В процессе общения, происходит обмен информацией между людьми, неважно насколько близко они знакомы и знакомы ли вообще. Переходя от одного человека к другому, эта информация является содержанием общения – заключается в чём-то определённом. В этой части, общение между людьми может быть многопредметным и носить разносторонний характер, но классифицируется и различается всегда только по своему содержанию. Вместе с этим, существует такое понятие, как сторона общения:

  • Коммуникативное общение – подразумевает обмен информацией между людьми, или группой людей, занимающихся определённым родом деятельности, объединяющей их;
  • Интерактивное общение – заключается не только в словесной передаче информации, но и подкрепляется какими либо действиями, или поступками;
  • Перцептивное общение – выражено в способности и умении не слышать слова, а воспринимать речевые слово обороты так, чтобы заглянуть во внутренний мир собеседника, адекватно оценить его психологическое состояние.

Средства общения

Средствами общения называют все способы кодировки и расшифровки, передачи и принятия, обработки и восприятия любой информации, содержащейся в общении между людьми. Средства общения подразделяются на два вида:

  • Вербальные – передача информации в устном виде. Самим средством, при этом, служат не просто слова, учитывается их значение и смысл, интонация, ритм и дикция речи, тембр, тональность и модуляция высоты голоса. Не меньшее значение имеют и специфические звуки, добавляющие выразительности и характерности словам, такие как смех, вздохи, издевательское хмыканье, переход на шёпот и прочие;
  • Невербальные – передача информации не в речевом обороте, а при помощи мимики лица, жестикуляции, характерных прикосновений. В этом случае, такое средство общения служит, главным образом, для выражения чувств человека, его эмоций, внутреннего состояния, для чего, обычно, слова не нужны.

Невербальное общение, изучает целый ряд научных дисциплин: кинетика, такесика, проксемика и другие.

Что мы узнали?

Общение – тема 6 класса обществознания, рассмотренная нами, даёт общее представление о важности общения между людьми и невозможности обойтись без того. Способы общения, содержание, стороны, культура и всё что оно подразумевает, может показаться маловажным, тем, без чего можно обойтись в жизни. Но это не так, в современном мире уже нет места примитивным способам передачи информации, это и отличает цивилизованного человека от питекантропа.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 219.

Предметы