Познавательно-коммуникативная деятельность (10 класс)
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1502.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1502.
Человек как часть общества постоянно нуждается не только в удовлетворении естественных потребностей, но и в общении с другими людьми, получении новых знаний. Процесс изучения окружающего мира, взаимодействия с ним в науке получил название познавательно-коммуникативной деятельности. Узнаем, какие она имеет особенности, и какие проблемы могут возникнуть в ее процессе.
Познание мира
Вопрос о том, можно ли познать мир, объяснить все происходящие в нем процессы, всегда интересовал людей. Ученые разделились на две группы. Одни отрицали познаваемость мира, другие же, напротив, разрабатывали методы и способы исследования окружающей действительности. Отсюда возникает два направления: агностицизм – отрицание возможности познания мира, гносеология – наука, изучающая познание мира.
К формам познания относят:
- чувственное (основано на ощущениях и представлениях человека);
- рациональное (главные способы познания – понятие, суждение, умозаключение).
Первая форма познания имеет некоторые недостатки, так как эмоции и чувства, помогая человеку познать мир, способны дать недостоверные сведения. Рациональное познание позволяет преодолеть эту проблему, дополняет предыдущую форму более точными знаниями.
Истина
Человек обладает органами чувств. С их помощью он видит и ощущает окружающий его мир, узнает основные закономерности жизни, изучает явления природы и общественное устройство. Но те знания, которые он приобретает, не всегда оказываются правдивыми. Сведения, которые соответствуют действительности, называют истиной.
Истина является критерием, по которому оцениваются все получаемые знания о мире. Они могут оказаться действительными или ложными.
которые читают вместе с этой
Научное познание
Наиболее приближенным к истине является научное познание.
К его особенностям можно отнести:
- объективность (его цель – показать явление или предмет таким, какое оно есть);
- системность (научные знания имеют форму теорий);
- проверяемость и доказательность (путем наблюдения или эксперимента можно подтвердить любое научное утверждение).
Знание не ограничивается научной сферой. Результаты познавательной деятельности человека выражаются и в искусстве, религии.
Одной из разновидностей познания является социальное познание, которое имеет ряд особенностей:
- субъект и объект познания совпадают (человек познает человека и общество);
- объект познания крайне сложен, его необходимо изучать в развитии ;
- ограничена возможность использования эксперимента ;
- исследователь наделен своей точкой зрения (субъективизм).
Познание в процессе коммуникации
Коммуникативная деятельность – непременный атрибут жизни человека, так как именно во взаимодействии происходит его социализация, реализация потребности в общении.
Передача информации может происходить:
- с помощью средств массовой информации;
- в рамках работы научных объединений, проведения различных семинаров.
Так или иначе, коммуникативная деятельность невозможна без общества. Поэтому ее можно также назвать социально-коммуникативной.
Что мы узнали?
Изучив тему 10 класса, мы выяснили, что познавательно-коммуникативная деятельность – это одна из форм человеческой активности, которая выражается в постоянном изучении мира, в том числе в процессе взаимодействия друг с другом. Она имеет особый характер, и для ее реализации необходимо овладеть специальными способами и методами. Некоторые из них человек приобретает в процессе жизни, другими же он овладевает специально (научные или творческие инструменты).
Тест по теме
- /10Вопрос 1 из 10
Две основные формы познания:
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Елена Бадина9/10
- Татьяна-Владимировна Кочнева10/10
- Валентина Жукова10/10
- Елена Догадина10/10
- Наталья Татарцева10/10
- Карина Гладких10/10