Социализация

Социализация – процесс, в котором происходит усвоение норм и ролей, предназначенных человеку. В ходе социализации человек становится личностью. Человек постоянно работает над собой, он может из рабочей специальности обрести знания мудреца.

Процесс социализации

Человек в течение всей жизни изучает происходящее вокруг. Такой процесс называется социализацией. Другими словами – осваивает роли. Их множество, они зависят от окружения, возраста, возможностей, заложенных в индивиде от природы.

  • Роль – это модель поведения, способ самовыражения. Социальная роль зависит от положения, статуса человека в обществе.
  • Культурные нормы – это требования, правила, позиции. Нормы разработаны обществом, а выполнять их обязан конкретный человек.

Процесс социализации – это усвоение ролей, которые предлагаются человеку или выбираются им самостоятельно.

Периоды процесса

Освоение ролей и изучение норм длится всю жизнь. Начальная стадия занимает периоды взросления, продолженная – зрелую жизнь. На какие этапы делят социализацию:

  • рождение;
  • детские годы;
  • юношество;
  • зрелость;
  • старость.

С момента рождения и появления на свет до глубокой старости человек осваивает новые социальные роли.

Структура процесса

Понятие ученые описывают по-разному, но общее в определении – это обучение жизни. Социализация заставляет человека приспособиться к условиям, в которых он должен существовать всю свою сознательную жизнь, происходит воспитание индивида.

Социализация и воспитание – два взаимосвязанных процесса человеческого формирования. Воспитание предполагает изучение и выполнение культурных навыков. Воспитание создает характер, вносит индивидуальность, отличие одного от другого.

Формы проведения воспитательного процесса

Воспитание проходит по определенным правилам. Ученые выделили сензитивные периоды становления человека. Медики, педагоги и другие научные деятели рассмотрели, в какие периоды, что развивается в человеке:

  • речь – до 3 лет;
  • пластичность движений – до 8 лет;
  • физическое становление – до 18 лет.

Формы воспитания в течение жизни:

  • культурные правила и нормы;
  • требования бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • ценности и идеалы.

От форм зависит воспитание и культурный уровень человека. Целенаправленный процесс формирования характера постоянно подвергается стихийным воздействиям.

Усвоение некоторых норм происходит вне желания и создания специальных условий, то есть стихийно.

Методы воспитания

Ребенок начинает формировать свой характер и манеру поведения, подражая своим родителям. Постепенно он начинает проявлять заинтересованность к действиям и происходит распределение действий на две большие группы:

  • положительные поступки (правильные);
  • отрицательное поведение (плохие дела).

Чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо, педагоги разработали методы воспитания. Какие считаются наиболее популярными:

  • авторитет старших;
  • умение слышать и воспринимать;
  • стремление анализировать и разбираться в содеянном.

Правила воспитания для человека должны быть четкими и понятными. Двусмысленность приводит к ошибкам, характер становится сложным. От невыполнения методов, их несоответствия формируются невоспитанные личности с плохими желаниями и стремлениями. Два типа воспитанности различны по соблюдению правил:

  • хорошее воспитание – соблюдение всех норм.
  • плохое – демонстрация нежелания подчиняется нормам.

Соблюдение норм под страхом наказания формирует плохое поведение: страх и обман.

Что мы узнали?

В обществознании за 8 класс выстраивается система понятий: социальная роль, воспитание, социализация. Процесс изучается по этапам, характерным для взросления человека. Что является методом воспитания, как быстро проходит социализация, влияние общества на личность – неполный перечень изучаемых проблем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 182.

Предметы