Спрос и предложение

Спрос и предложение – основные понятия рыночных отношений, изучаемые в курсе обществознания. На них построены взаимосвязи между ценой на любой товар, стоимостью услуг, предлагаемых производителями. Два несложных понятия помогают экономически грамотно строить торговые отношения.

Что такое «спрос»?

Впервые представить взаимосвязь двух экономических терминов, выявить законы их воздействия на продвижение рынка, попробовал философ XIV века, арабский историк Ибн Хальдун. Ученый озвучил идею об установлении стоимости предлагаемого на рынок предмета в зависимости от запроса населения и количества предлагаемых изделий (услуг). Идея объясняла купцам, как вести себя: продавать товар, где предложений много, не стоит, нужно искать рынки с дефицитом данного вида. Цена при дефиците становится выше, значит, продажа выгоднее.

Что такое спрос? Это потребность человека (потребителя) в каком-то определенном виде благ. Величина спроса – это количественный показатель товара или объем услуги, которое нужно покупателю (потребителю) в определенное время.

Закон спроса сформулировал в XIX столетии А. Маршал. Величина находится в обратной зависимости от установленной цены: чем меньше цена, тем выше общественный спрос, закон также действует и наоборот. Ученые выстроили графики соотношения спроса от торгового предложения. График выглядит как кривая: цена увеличивается – кривая отодвигается от нулевой отметки влево, цена уменьшается – кривая уходит вправо.

Факторы, изменяющие спрос

Величина торгового запроса потребителем зависит от ряда факторов:

  • Число покупателей: чем их больше, тем он выше.
  • Рост доходной части: чем выше доход у потребителя, тем выше спрос. В данном факторе низший вид товара становится невостребованным.
  • Изменение цен на товары, являющиеся аналогами или дополняющими первый. Легкий пример связан с автомобилями: выше стоимость топлива, меньше спрос на транспортные средства.
  • Направления моды: вещи, считающиеся в сезоне трендовыми, пользуются повышенным спросом.
  • Сезонность: летние вещи востребованы летом.
  • Количество и наличие товаров – заменителей.

Пословица, придуманная народом: «Готовь сани летом, а телегу зимой», ярко передает значение рыночного закона, но психология человека меняет его соблюдение.

Факторы помогают рассчитать состояние рынка, предусмотреть возможные расходы и появление новых предложений и товаров.

Предложение

По обществознанию понятие имеет значение в смысле вывода товаров (услуг) на прилавок. Величина торгового предложения – это количественная мера, сколько выводимого на рынок изделия, его цена и изменение во времени. Закон предложения строится на прямой зависимости от цены: чем меньше стоимость, тем выше уровень предложения, также закон действует и наоборот. График предложения противоположен по сравнению со спросом, хотя форма графика та же – кривая. Основание кривой направлено в сторону от нулевой отметки. Стоимость увеличивается – кривая сдвигается вправо, при уменьшении – влево.

Закон предложения помогает производителям поднять уровень доходов, больше заработать.

Факторы, изменяющие предложение

На торговое предложение, как и на экономический спрос, влияют факторы. Что входит в основные причины изменения «предложения»:

  • Увеличение количества предприятий, производящих аналогичный товар.
  • Улучшение условий труда: усовершенствование и модернизация технологических процессов.
  • Доступность ресурсного обеспечения, их количество (предметы из дорогостоящих и ценных металлов пользуются меньшим спросом, чем изделия из бижутерии или при полном отсутствии их).
  • Дотации на товар, налоговые начисления.
  • Природные условия, влияющие на производство, и природные климатические условия расположения рынка: на юге – одно предложение, на севере – другое.

Есть факторы, которые исходят от временного показателя. Например, продажа новогодних елок активно проходит только в один период. Остальное время предложение находится на самом низком уровне.

Одним из факторов, влияющих на понятие рыночного предложения, является размер рынка. Чем он меньше, тем больше уровень спроса.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию (10 класс) мы узнали, что эластичность спроса и предложения позволяет двум сторонам торговых отношений: производителям и потребителям,- продавать и покупать товары с выгодой. Обе стороны, учитывая законы, находят оптимальные условия продажи и приобретения. Понятия двух направлений рынка направлены на помощь обществу, его развитию и продвижению на более высокие уровни торговых отношений.

Тест по теме

Предметы