Здравствуйте! Помогите ответить на вопрос: "Принцип «двуголосого» повествования, «двуголосого слова» (М. Бахтин) в повести Н. В. Гоголя "Шинель"" Либо просто объясните теорию двуголосого слова, потому что я ничего не понимаю.

Правильный ответ

3 типа слова по Бахтину: 1. Прямое – непосредственный смысл. 2. Объективное – прямая речь. 3. Двуголосое слово – слово с установкой на чужую речь.

Соединение в слове авторской и персонажной «реальности». Из «ППД»: «Главным предметом нашего рассмотрения, можно сказать, главным героем его будет двуголосое слово, неизбежно рождающееся в условиях диалогического общения, то есть в условиях подлинной жизни слова. Лингвистика этого двуголосого слова не знает». Двуголосое слово – это «преломление авторского замысла в слове рассказчика».

Пример яркого проявления двуголосости – сказ. Снова цитата: «Но на одном мы настаиваем: строгое различение в сказе установки на чужое слово и установки на устную речь совершенно необходимо. Видеть в сказе только устную речь – значит не видеть главного. Более того, целый ряд интонационных, синтаксических и иных языковых явлений объясняется в сказе (при установке автора на чужую речь именно его двуголосостью, скрещением в нем двух голосов и двух акцентов». Когда одна речь проникает в другую речь, она приносит туда новое понимание, новую оценку, поэтому появляется двуголосость. Цитаты скажут яснее, чем я: «Провести отчетливую границу между скрытой и явной, открытой полемикой в конкретном случае иногда бывает трудно. Но смысловые отличия очень существенны. Явная полемика просто направлена на опровергаемое чужое слово, как на свой предмет. В скрытой же полемике оно направлено на обычный предмет, называя его, изображая, выражая, и лишь косвенно ударяет по чужому слову, сталкиваясь с ним как бы в самом предмете. Благодаря этому чужое слово начинает изнутри влиять на авторское слово. Поэтому-то и скрыто-полемическое слово – двуголосое, хотя взаимоотношение двух голосов здесь особенное. Чужая мысль здесь не входит самолично внутрь слова, но лишь отражена в нем, определяя его тон и его значение. Слово напряженно чувствует рядом с собой чужое слово, говорящее о том же предмете, и это ощущение определяет его структуру».

Классификация: 1. Однонаправленное двуголосое слово: a) стилизация; b) рассказ рассказчика; c) необъектное слово героя-носителя (частично) авторских замыслов; d) Icherzahlung. При понижении объектности стремятся к слиянию голосов, то есть к слову первого типа.

2. Разнонаправленное двуголосое слово:a) пародия со всеми ее оттенками; b) пародийный рассказ; c) пародийная Icherzahlung; d) слово пародийно изображенного героя; e) всякая передача чужого слова с переменой акцента. При понижении объектности и активизации чужой мысли внутренне диалогизуются и стремятся к распадению на два слова (два голоса) первого типа.

3. Активный тип (отраженное чужое слово): a) скрытая внутренняя полемика; b) полемически окрашенная автобиография в исповедь; c) всякое слово с оглядкой на чужое слово; d) реплика диалога; e) скрытый диалог. Чужое слово воздействует извне; возможны разнообразнейшие формы взаимоотношения о чужим словом и различные степени его деформирующего влияния.

Опубликовано 

Знаете ответ на этот вопрос?

Только зарегистрированные участники могут задавать и отвечать на вопросы.
закрыть