Публичная речь

Публичной называют такую речь, которая рассчитана на аудиторию, на восприятие значительным количеством слушателей. Именно публичному стилю речи посвящена наша статья.

Устная или письменная

По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи:

  • ориентированность на слушателя;
  • эмоциональность, непосредственность;
  • использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).

Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи:

  • она далеко не всегда спонтанна – напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена;
  • она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле – напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов.

Качество публичной речи

На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы.

Например, психологические:

  • заинтересованность говорящего в предмете речи;
  • желание аудитории слушать выступление;
  • доступность и занимательность тематики и т.д.

Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.

Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.

И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести:

  • владение нормами русского литературного языка;
  • умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
  • умение правильно и доступно строить высказывания.

Жанры публичной речи

Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.

Первый из них – это общественно политические речи. Примерами могут служить

  • выступление кандидата в депутаты;
  • политический обзор;
  • доклад на партийном собрании и тому подобное.

Выступление на научную тему:

  • доклад;
  • лекция в институте;
  • выступление на научной конференции и т.п.

Торжественные речи – это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им.

Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика – сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь. И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи.

Принципы построения публичной речи

Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение.

Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.

В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис.

Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели.

Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным.

Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения.

Что мы узнали?

Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какую речь называют публичной?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Ярослав-Олегович Дерман
    9/10
  • Мария Михайловна
    9/10

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 211.

Предметы