Характеристика Митрофана

Характеристика Митрофана

Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.

Возраст — 15 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянской семьи.

Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.

Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.

Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.

Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.

«…дворянин, малый молодой…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешность

Митрофану пошёл 16-ый год.

«Он хотя и шестнадцати лет…»

Источник: Действие второе, явление 2

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».

Источник: Действие первое, явление 1

«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».

Источник: Действие первое, явление 2

Черты характера и поступки

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»

Источник: Действие первое, явление 4

«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«А я матушкин сынок».

Источник: Действие третье, явление 5

Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.

«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»

Источник: Действие второе, явление 4

Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?

Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…»

Источник: Действие второе, явление 4

«Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору».

Источник: Действие третье, явление 7

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.

«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».

Источник: Действие третье, явление 8

Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.

«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Воспитание

15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»

Источник: Действие третье, явление 5

«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Источник: Действие третье, явление 8

Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.

«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины».

Источник: Действие первое, явление 6

К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.

«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.

Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь».

Источник: Действие второе, явление 2

Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.

«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.

Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».

Источник: Действие второе, явление 4

Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.

Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Источник: Действие третье, явление 6

Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.

«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почем знаю».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Характеристика Митрофана другими героями

Мать (г-жа Простакова)

Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.

«Жених хоть кому…»

Источник: Действие третье, явление 5

«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».

Источник: Действие третье, явление 5

Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.

«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».

Источник: Действие третье, явление 8

Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.

«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

«Погибла я совсем!.. Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Простаковой.

Отец (г-н Простаков)

Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.

«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».

Источник: Действие первое, явление 4

Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Дядя (Скотинин)

Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

Подробная характеристика Скотинина.

Учителя

Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.

Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Источник: Действие третье, явление 6

Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».

Источник: Действие пятое, явление 6

Стародум

При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…»

Источник: Действие третье, явление 5

Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.

«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Стародума.

Правдин

Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.

«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Да она как будто неведомо…

Правдин. Грубиян!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Правдина.

Софья

Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

Источник: Действие второе, явление 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!

Биография

Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.

По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.

Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.

За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.

Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.

Образ Митрофана

Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.

Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.

Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.

5 фактов о Митрофане

  • В комедии «Недоросль» Фонвизин дал героям говорящие имена и фамилии. Так, имя Митрофан выбрано им неслучайно — в переводе с греческого языка оно означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать.
  • Недорослями в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Однако благодаря произведению Фонвизина так стали называть всех недалёких, грубых и невоспитанных молодых людей, а имя Митрофанушка стало нарицательным.
  • Согласно официальной версии, прототипом Митрофана Простакова стал юный Алексей Оленин, будущий государственный деятель и историк. Его поведение было далёким от идеала, однако впоследствии он смог встать на путь исправления собственных слабостей и пороков.
  • Фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, а хочу жениться» стала по-настоящему крылатой.
  • Фонвизину удалось мастерски обличить пороки персонажа при помощи едкой сатиры. «Единственный памятник народной сатиры» — называл произведение «русского Мольера» А.С. Пушкин.
Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Недоросль»

для самых компанейских -

Главные герои «Недоросль»

Вывод

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего развитие, образование.

Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется, и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе, а также при написании сочинения.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику героя по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Сколько лет было Митрофану на момент повествования?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!
закрыть