Характеристика Митрофана
Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.
Возраст — 15 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянской семьи.
Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.
Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.
Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.
Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.
«…дворянин, малый молодой…»
Внешность
Митрофану пошёл 16-ый год.
«Он хотя и шестнадцати лет…»
«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…»
Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.
«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».
«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».
Черты характера и поступки
Митрофан — большой любитель плотно покушать.
«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.Источник: Действие первое, явление 4
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»
«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.Источник: Действие первое, явление 4
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
«А я матушкин сынок».
Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.Источник: Действие первое, явление 4
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»
Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.
«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»
Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».
Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.
«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?Источник: Действие второе, явление 4
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…»
«Митрофан. Ну! А там что?Источник: Действие третье, явление 7
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору».
«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»
Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.
«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».
Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.
«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…»
Воспитание
15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».
«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»
«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».
Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».
Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.
«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».
Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины».
К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.
«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.Источник: Действие второе, явление 2
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь».
Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.
«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.Источник: Действие второе, явление 4
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.Источник: Действие третье, явление 6
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.
«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?Источник: Действие четвертое, явление 8
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю».
Характеристика Митрофана другими героями
Мать (г-жа Простакова)
Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.
«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».
Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».
Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.
«Жених хоть кому…»
«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».
Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.
«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».
Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.
«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
«Погибла я совсем!.. Нет у меня сына!»
Подробная характеристика Простаковой.
Отец (г-н Простаков)
Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.
«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».
Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».
Дядя (Скотинин)
Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».
Подробная характеристика Скотинина.
Учителя
Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.
«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»
«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»
«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.Источник: Действие третье, явление 6
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».
Стародум
При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.
«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…»
Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.
«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».
«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?Источник: Действие четвертое, явление 8
Митрофан. И ведомо».
Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Подробная характеристика Стародума.
Правдин
Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.
«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!»
Подробная характеристика Правдина.
Софья
Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!
Биография
Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.
По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.
Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.
За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.
Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.
Образ Митрофана
Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.
Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.
Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.
5 фактов о Митрофане
- В комедии «Недоросль» Фонвизин дал героям говорящие имена и фамилии. Так, имя Митрофан выбрано им неслучайно — в переводе с греческого языка оно означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать.
- Недорослями в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Однако благодаря произведению Фонвизина так стали называть всех недалёких, грубых и невоспитанных молодых людей, а имя Митрофанушка стало нарицательным.
- Согласно официальной версии, прототипом Митрофана Простакова стал юный Алексей Оленин, будущий государственный деятель и историк. Его поведение было далёким от идеала, однако впоследствии он смог встать на путь исправления собственных слабостей и пороков.
- Фраза Митрофанушки
«Не хочу учиться, а хочу жениться»
стала по-настоящему крылатой. - Фонвизину удалось мастерски обличить пороки персонажа при помощи едкой сатиры. «Единственный памятник народной сатиры» — называл произведение «русского Мольера» А.С. Пушкин.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Недоросль»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Недоросль»для самых компанейских -
Главные герои «Недоросль»для самых занятых -
Читательский дневник «Недоросль»для самых крутых -
Читать «Недоросль» полностьюВывод
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего развитие, образование.
Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется, и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе, а также при написании сочинения.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Сколько лет было Митрофану на момент повествования?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Дима Соколов5/10