Характеристика Сони Мармеладовой

Характеристика Сони Мармеладовой

Одним из ключевых образов романа «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Она представляет собой образец доброты, сострадания и самопожертвования, христианской любви и всепрощения. Полная характеристика Сони Мармеладовой необходима для раскрытия образа главного героя, Родиона Раскольникова. Жизненные принципы, мировоззрение Сони, её поступки рушат теорию Родиона о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Полное имя — Софья Семёновна Мармеладова.

Возраст — 18 лет.

Род занятий — проститутка.

Семья — отец Семён Захарович Мармеладов, мачеха Катерина Ивановна, сводные сестры Поля и Лида, сводный брат Коля.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — Соня Мармеладова родом из очень бедной семьи, дочь мелкого чиновника в отставке.

Воспитание — после смерти матери воспитанием Сони никто не занимался.

Образование — Соня получила очень скудное образование, прочитав за свою жизнь лишь несколько книг.

Внешность — невысокая, худенькая, похожая на девочку, с бледным личиком и ясными голубыми глазами.

Характер — при внешней хрупкости обладает сильным, цельным характером, очень добрая, сострадательная и жертвенная.

Положительные черты — честная, благородная, самоотверженная, ответственная.

Отрицательные черты — излишне робкая, стыдливая, покорная.

Произведение — «Преступление и наказание».

Автор — Фёдор Михайлович Достоевский.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Сони Мармеладовой основывается на её тяжёлой, несчастной жизни.

«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да… А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздражённая, и оборвёт…»

Источник: Часть 1, глава II

«…может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попрёков…»

Источник: Часть 4, глава IV

У Сони был опыт работы швеёй, но платили ей очень мало и нередко обманывали её.

«Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитьё полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал её, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком».

Источник: Часть 1, глава II

Соня не обладает какими-либо способностями и не может зарабатывать на жизнь честным способом.

«…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!»

Источник: Часть 1, глава II

Соня вынуждена терпеть оскорбления и упрёки со стороны мачехи, Катерины Ивановны.

«А тут ребятишки голодные… А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: “Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь, и теплом пользуешься”, а что тут пьёшь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!»

Источник: Часть 1, глава II

Под давлением Катерины Ивановны Соня становится уличной проституткой.

«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?» … «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»

Источник: Часть 1, глава II

«…эдак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают…»

Источник: Часть 1, глава II

«…с тех пор дочь моя, Софья Семёновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться»

Источник: Часть 1, глава II

Соня живет очень бедно, так как почти все заработанные деньги отдаёт Катерине Ивановне и её детям.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое… Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Источник: Часть 4, глава IV

«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет…»

Источник: Часть 1, глава II

Внешность

Соне Мармеладовой 18 лет, но выглядит она гораздо младше своего возраста.

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Источник: Часть 3, глава IV

«…девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку…»

Источник: Часть 3, глава IV

Внешний вид Сони вполне соответствует её бедной, безрадостной жизни. Одежда у Сони очень старая и потрёпанная, но чистая, опрятная.

«…это была скромно и даже бедно одетая девушка… с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

Источник: Часть 3, глава IV

У Сони очень нежное, привлекательное лицо, с бледной кожей и невыразимо притягательными голубыми глазами. Во всём облике Сони сквозит доброта, простодушие, доверчивость.

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Её даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза её были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица её становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Источник: Часть 3, глава IV

«Ему всё хотелось смотреть в её тихие, ясные глаза…»

Источник: Часть 3, глава IV

«…всматривался он… в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством…»

Источник: Часть 4, глава IV

«…белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»

Источник: Часть 1, глава II

Портретная характеристика Сони такова, что её можно с лёгкостью сравнить с маленькой нежной птичкой.

«…опять взволновалась и даже раздражилась Соня, точь-в-точь как если бы рассердилась канарейка или какая другая маленькая птичка».

Источник: Часть 4, глава IV

Фигура Сони напоминает детскую: она невысокого роста и очень хрупкая.

«— Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная…»

Источник: Часть 4, глава IV

Соня Мармеладова, в силу своей профессии, вынуждена одеваться крайне вульгарно.

«Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью».

Источник: Часть 2, глава VII

Черты характера и поступки

По своей натуре Соня — очень скромная, кроткая девушка, живущая с чувством постоянного унижения и покорности.

«…безответная она, и голосок у ней такой кроткий…»

Источник: Часть 1, глава II

«Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страху, — в нём что-то как бы перевернулось».

Источник: Часть 3, глава IV

Соня — неуверенная в себе, пугливая девушка, которая тяжело переносит новые знакомства.

«Она всегда робела в подобных случаях и очень боялась новых лиц и новых знакомств, боялась и прежде, ещё с детства».

Источник: Часть 5, глава I

Соня чувствует себя отвергнутой, недостойной внимания чистых, честных, благородных людей. Для неё мучительно внимание Дуни и Пульхерии Александровны.

«Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам. Видно было, что она и сама не понимала, как могла она сесть с ними рядом. Сообразив это, она до того испугалась, что вдруг опять встала…»

Источник: Часть 3, глава IV

«Сонечка смутилась, поклонилась как-то уторопленно и испуганно, какое-то даже болезненное ощущение отразилось в лице её, как будто вежливость и внимание Авдотьи Романовны были ей тягостны и мучительны…»

Источник: Часть 3, глава IV

Единственным утешением и радостью для Сони является искренняя вера в Бога.

«— Что ж бы я без бога-то была?»

Источник: Часть 4, глава IV

Соня считает себя страшной грешницей. Она не находит оправдания своему нравственному падению, несмотря на то что решилась на этот шаг ради спасения детей от голодной смерти.

«Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница».

Источник: Часть 4, глава IV

Жизнь в грехе настолько сильно терзает Соне душу, что она не раз подумывала о самоубийстве. Держит её на этом свете лишь огромное чувство ответственности перед больной Катериной Ивановной и маленькими детьми.

«Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьёзно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его…»

Источник: Часть 4, глава IV

«…он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении».

Источник: Часть 4, глава IV

«…тут только понял он вполне, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою…»

Источник: Раскольников, Часть 4, глава IV

Соня удивительным образом сочетает в себе духовную чистоту и греховную жизнь уличной женщины.

«…этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…»

Источник: Часть 4, глава IV

«…неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется наконец в эту мерзкую, смрадную яму?»

Источник: Часть 4, глава IV

«Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»

Источник: Часть 4, глава IV

Соня, узнав о преступлении Раскольникова, не упрекает его, а, напротив, жалеет. Она понимает, что самое страшное, что он сотворил — погубил свою бессмертную душу тяжким грехом.

«— Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на неё:

— Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Источник: Часть 5, глава IV

Соня способна на сильные чувства и настоящие поступки ради любимых людей. Она отправляется в Сибирь вслед за Родионом, чтобы своим присутствием и поддержкой облегчить ему годы каторги.

«— Так не оставишь меня, Соня? — говорил он, чуть не с надеждой смотря на неё.

— Нет, нет; никогда и нигде! — вскрикнула Соня, — за тобой пойду, всюду пойду

Источник: Часть 5, глава IV

«Соня, с помощью денег, оставленных ей Свидригайловым, давно уже собралась и изготовилась последовать за партией арестантов, в которой будет отправлен и он. Об этом никогда ни слова не было упомянуто между ею и Раскольниковым; но оба знали, что это так будет».

Источник: Эпилог, глава I

«…не упоминала только, что чрез неё и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее…»

Источник: Эпилог, глава I

Соня впервые в жизни чувствует себя бесконечно счастливой, когда понимает, что её чувство к Родиону взаимно. Свой смысл жизни она видит в любви, в служении любимому человеку.

«Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят».

Источник: Раскольников, Часть 5, глава IV

«…а она — она ведь и жила только одною его жизнью!».

Источник: о Раскольникове, Эпилог, глава II

«…Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута…»

Источник: Эпилог, глава II

«…она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Источник: Эпилог, глава II

Воспитание

Семья Сони так бедна, что девочка не смогла получить полноценного образования, и оно было ограничено прочтением лишь нескольких книг.

«Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки… гм!.. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились».

Источник: Часть 1, глава II

Соня, обладая живым умом, стремилась к знаниям, однако её способности так и не были реализованы.

«Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно ещё, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — “Физиологию” Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё её просвещение».

Источник: Часть 1, глава II

Характеристика Сони Мармеладовой другими героями

Раскольников

Узнав печальную историю Сони, Раскольников возмущается тем, как эгоистично используют её жертвенность все Мармеладовы.

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли».

Источник: Часть 1, глава II

Родион с жалостью и состраданием относится к Соне — нежной, трогательной девушке, которой довелось столько испытать на своем веку.

«..Но, взглянув пристальнее, он вдруг увидал, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страху, — в нём что-то как бы перевернулось».

Источник: Часть 3, глава IV

«Он приветливо и почти с состраданием посмотрел на неё с минуту.

— Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы как у мертвой».

Источник: Часть 4, глава IV

«— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Источник: Раскольников поцеловал ногу Соне, часть 4, глава IV

Несмотря на социальное положение Сони, Раскольников смог увидеть в девушке внутреннее благородство и достоинство. Он сознательно равняет её со своей сестрой и матерью.

«— А по-моему, так вы, со всеми вашими достоинствами, не стоите мизинца этой несчастной девушки, в которую вы камень бросаете.

Источник: Часть 4, глава II

«— Стало быть, вы решились бы и ввести её в общество вашей матери и сестры?»

Источник: Часть 4, глава II

«— Я это уж и сделал, если вам хочется знать. Я посадил её сегодня рядом с маменькой и с Дуней».

Источник: Часть 4, глава II

Раскольников очарован Соней, её прекрасными глазами.

«Ему всё хотелось смотреть в её тихие, ясные глаза, и как-то это всё не так удавалось…»

Источник: Часть 3, глава IV

Родиона глубоко возмущает жертва, которую Соня принесла для спасения Катерины Ивановны и её детей.

«…пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Ещё бы это не ужас! Ещё бы не ужас, что ты живёшь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!»

Источник: Часть 4, глава IV

Раскольников искренне не понимает, как У Сони в душе уживается святость и греховность, и считает её помешанной.

«Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!»

Источник: Часть 4, глава IV

«Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже её втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве всё это не признаки помешательства

Источник: Часть 4, глава IV

«…всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. “Юродивая! юродивая!” — твердил он про себя…»

Источник: Раскольников, Часть 4, глава IV

Родиону горько осознавать, что такая чистая и светлая душа способна окончательно погрязнуть в пороке.

«…неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется наконец в эту мерзкую, смрадную яму?»

Источник: Часть 4, глава IV

«…этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву…»

Источник: Часть 4, глава IV

«…он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении».

Источник: Часть 4, глава IV

В Соне Раскольников видит родственную душу, оказавшуюся на волосок от гибели.

«— У меня теперь одна ты, — прибавил он. — Пойдём вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!»

Источник: Часть 4, глава IV

«Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём

Источник: Часть 4, глава IV

Соня становится единственным человеком, которому Раскольников готов поведать свою страшную тайну.

«— Да разве вы знаете, кто убил? — спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него».

Источник: Часть 4, глава IV

«— Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал».

Источник: Часть 4, глава IV

Подробная характеристика Раскольникова.

Катерина Ивановна

Мать Сони, Катерина Ивановна, всячески попрекает девушку в дармоедстве, обвиняет в своей тяжёлой нищенской жизни.

«А тут ребятишки голодные… А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: “Живёшь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь, и теплом пользуешься“, а что тут пьёшь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!»

Источник: Часть 1, глава II

Своими бесконечными упрёками Катерина Ивановна вынуждает Соню пойти на панель.

«Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?..»

Источник: Часть 1, глава II

«А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, — чего беречь? Эко сокровище!»

Источник: Часть 1, глава II

Узнав, что Соня ради неё и детей стала проституткой, Катерина Ивановна понимает, какую подлость она совершила по отношению к падчерице.

«Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…»

Источник: Часть 1, глава II

Катерина Ивановна яростно защищает Соню от Лужина, обвинившего девушку в воровстве.

«Сам ты дурак, крючок судейский, низкий человек! Соня, Соня возьмёт у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она ещё тебе даст, дурак!»

Источник: Часть 5, глава III

Катерина Ивановна восхищается добрым, отзывчивым сердцем Сони, и чувствует себя в большом долгу перед ней.

«…да вы ещё не знаете, не знаете, какое это сердце, какая эта девушка! Она возьмёт, она! Да она своё последнее платье скинет, продаст, босая пойдёт, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и жёлтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!»

Источник: Часть 5, глава III

Отец Сони (Семён Мармеладов)

Соня — дочь Семёна Мармеладова от первого брака. После смерти матери Сони он берет в жёны Катерину Ивановну с тремя детьми, которая срывает своё раздражение на падчерице. В новой семье Соне пришлось совсем несладко.

«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да… А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздражённая, и оборвет…»

Источник: Часть 1, глава II

Мармеладов — горький пьяница, пропащий отец, способный забрать у дочери последние деньги на выпивку. Он потребительски относится к Соне, но девушка ни в чём не попрекает его.

«Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а?.. Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью…»

Источник: Часть 1, глава II

Мармеладов не сомневается, что Соня, ставшая на грешный путь ради спасения семьи, будет прощена Господом.

«И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моём сердце почувствовал!… »

Источник: Часть 1, глава II

Перед смертью Мармеладов в полной мере осознает, какую тяжёлую жизнь он обеспечил своей дочери, на какие лишения её обрек.

«Он дико и неподвижно смотрел некоторое время на дочь, как бы не узнавая её. Да и ни разу ещё он не видал её в таком костюме. Вдруг он узнал её, приниженную, убитую, расфранчённую и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.

Соня! Дочь! Прости! — крикнул он».

Источник: Часть 2, глава VII

Поля (сводная сестра Сони)

Поля — старшая дочь Катерины Ивановны, сводная сестра Сони. Девочка очень привязана к Соне, чувствуя её любовь и заботу.

«— Любите вы сестрицу Соню?

Я её больше всех люблю! — с какою-то особенною твердостию проговорила Поленька, и улыбка её стала вдруг серьёзнее».

Источник: Часть 2, глава VII

«…я, как уж большая, то молюсь сама про себя, а Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух; сперва “Богородицу” прочитают, а потом ещё одну молитву: “Боже, прости и благослови сестрицу Соню”».

Источник: Часть 2, глава VII

Дуня Раскольникова

Дуня с большим уважением относится к Соне, несмотря на её низкое социальное положение и род деятельности.

«Авдотья Романовна как будто ждала очереди и, проходя вслед за матерью мимо Сони, откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном. Сонечка смутилась, поклонилась как-то уторопленно и испуганно, какое-то даже болезненное ощущение отразилось в лице её, как будто вежливость и внимание Авдотьи Романовны были ей тягостны и мучительны».

Источник: Часть 3, глава IV

Дуня понимает, что Соня является единственным человеком, способным помочь Родиону преодолеть все жизненные испытания, и очень дорожит ею.

«Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один: к ней, Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек; она же и пойдёт за ним, куда пошлет судьба. Она и не спрашивала, но знала, что это будет так. Она смотрела на Соню даже с каким-то благоговением и сначала почти смущала её этим благоговейным чувством, с которым к ней относилась».

Источник: Часть 6, глава VIII

Пульхерия Александровна

Пульхерия Александровна чувствует в Соне человека, который займёт главное место в жизни её сына Родиона.

«Этой девицы я тоже очень боюсь…

— Какой девицы, маменька?

— Да вот этой, Софьи-то Семёновны, что сейчас была…

— Чего же?

— Предчувствие у меня такое, Дуня. Ну, веришь иль нет, как вошла она, я в ту же минуту и подумала, что тут-то вот главное-то и сидит…»

Источник: Часть 3, глава IV

«Смущает она меня, вот увидишь, увидишь! И так я испугалась: глядит она на меня, глядит, глаза такие, я едва на стуле усидела, помнишь, как рекомендовать начал? И странно мне: Пётр Петрович так об ней пишет, а он её нам рекомендует, да ещё тебе! Стало быть, ему дорога!»

Источник: Часть 3, глава IV

Свидригайлов

Перед смертью Свидригайлов оказал существенную финансовую поддержку Соне. Видя в ней безмерную доброту, он понимает, что девушка сможет помочь многим людям, и просит её жить как можно дольше.

«Прощайте, голубчик, Софья Семёновна! Живите и много живите, вы другим пригодитесь».

Источник: Часть 6, глава VI

Подробная характеристика Свидригайлова.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Сони Мармеладовой вместе!

Авторская характеристика

Соня Мармеладова — нравственный идеал Ф. М. Достоевского, который вывел этот центральный женский образ с большой любовью и восхищением. Авторское отношение выражается прежде всего в том, что данный персонаж практически не имеет отрицательных черт и представляет собой совокупность высокодуховных качеств: милосердия, всепрощения, жертвенности, безусловной любви.

Примечательно, что во время работы над образом Сони Достоевский внёс в него существенные коррективы. Изначально это был весьма примитивный характер: «Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой. Ноги целует». При этом жертва Сони вызывает лишь раздражение: «Она пожертвовала себя семье. Господи! Даже и в жертве-то, самой великой — безобразие и пакость. До того унижает судьба униженных, что даже в благороднейшей жертве их — позор и безобразие!»

Но, прорабатывая характер Сони, Достоевский превратил девушку в идеальную, смиренную, жертвенную проповедницу христианства, чья душа неподвластна порокам и разврату.

Речевая характеристика

Соня Мармеладова — девушка простая, необразованная, и это отражается на её речи. Отсутствие должного образования вкупе с природной застенчивостью делает её речь сбивчивой, простонародной. Она выражает свои мысли простым языком, часто делает паузы:

«— Я… я… зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила,

заговорила она, запинаясь. — Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого… А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, утром… за обедней… на Митрофаниевском, а потом у нас… у ней… откушать… Честь ей сделать… Она велела просить…»

«…И не знала, что вы тоже от жильцов живёте… Прощайте-с… Я Катерине Ивановне.

..»

В общении Соня, будучи человеком приниженным, несчастным, безропотным, часто употребляет словосочетания «честь сделать», «простите, что обеспокоила», «велела благодарить».

Свои эмоции Соня выражает восклицаниями, в таких случаях она охает и ахает: «Ох, нет, нет, нет!», «Ох, уж не знаю!», «Ах, что вы, что вы!».

Будучи искренне верующим человеком, Соня Мармеладова в разговоре часто упоминает Бога: «Бог этого не попустит!», «Господи!». Речь Сони подчеркивает её смиренность перед Богом, верность христианским принципам.

Биография

Соня Мармеладова — старшая дочь мелкого чиновника в отставке Семёна Захаровича Мармеладова. После смерти матери девочка остаётся с отцом. Когда ей исполняется 14 лет, Семён Мармеладов женится во второй раз на Катерине Ивановне, у которой уже есть трое детей от предыдущего брака.Так у Сони появляются сводные сёстры, Полина и Лида, и брат Коля.

Мармеладовы живут в безнадёжной нищете, дети постоянно испытывают муки голода, в то время как глава семейства пропивает последние гроши. Катерина Ивановна срывает своё раздражение на Соне, попрекая её куском хлеба. Соня пробует зарабатывать на жизнь шитьём, но получает копейки. В итоге она становится проституткой и тем самым спасает семью от голода.

Знакомство с Родионом Раскольниковым кардинально меняет жизнь Сони. Она влюбляется в молодого человека и отправляется за ним в Сибирь. Соня помогает Родиону вновь обрести веру в Господа, переосмыслить собственную жизнь и встать на путь истинный.

Образ Сони Мармеладовой

Соне Мармеладовой 18 лет, но, несмотря на столь юный возраст, она в полной мере познала тяготы жизни, всю жестокость и несправедливость окружающего мира. Девушка напоминает хрупкий, нежный цветок, который каким-то чудом вырос в выгребной яме. Вся жизнь Сони проходит в условиях ужасной нищеты, безысходности, однако она сохраняет удивительную чистоту души, искреннюю любовь и сострадание к людям. Достойно сносить удары судьбы девушке помогает вера в Бога.

Соня — нежная, худенькая, бледная девушка с чудесными голубыми глазами. Люди тянутся к ней, чувствуя её природную доброту, большое чуткое сердце. Олицетворяя собой христианское милосердие и всепрощение, Соня помогает Раскольникову пройти все этапы духовного перерождения. Она понимает, что высший суд находится в самом человеке, и убеждает Родиона понести заслуженное наказание за совершённое преступление, чтобы, очистившись от греха, начать новую жизнь.

5 фактов о Соне Мармеладовой

  • Соня Мармеладова — сложный, многогранный образ, который Ф. М. Достоевский развил из аналогичного, но более простого образа «смиренной грешницы» Лизы из повести «Записки из подполья».
  • В свой первый выход на панель Соня заработала 30 целковых. Это символичная цифра, которую автор намеренно ввёл в произведение: за 30 сребреников был предан Иисус Христос. Так и Соня получает ту же плату, предавая саму себя.
  • Запоминающейся деталью скудного гардероба Сони является драдедамовый зелёный платок. Как известно, в христианской символике зелёный — цвет надежды и спасения. Автор упоминает о платке в самые значимые моменты жизни Сони, тем самым показывая, что героиня находится под защитой Богородицы, надёжно укрыта её покровом.
  • Образ Сони Мармеладовой является первым и самым значимым в творчестве Достоевского. Он открывает плеяду беззащитных, смиренных Софий, для которых характерны идеи альтруизма: Софья Улитина («Бесы»), Софья Долгорукая («Подросток») и Софья Карамазова («Братья Карамазовы»).
  • Имя Софья дано героине неспроста. При его выборе Ф.М. Достоевский руководствовался учением о Мировой Душе — Софии, Премудрости Божией. Согласно ему, София есть Премудрость Божия, или Богочеловечество, она сочетает в себе христианское видение мира, «ангельское» и человеческое смирение.
Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Значение Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» очень велико. Этот образ был необходим Ф.М. Достоевскому в качестве противопоставления бездушной теории Раскольникова о разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Своим отношением к жизни, к людям она даёт Родиону понять, насколько ошибочной является его жизненная философия.

Роль героини заключается в том, чтобы не осудить Раскольникова за совершённое преступление, а помочь ему спасти свою бессмертную душу, дать шанс начать иную, праведную жизнь. Соня выступает в качестве проводника, который ведёт Родиона к принятию себя, к истинной вере в Господа.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Сколько лет было Соне, когда её отец во второй раз женился?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!
закрыть