Характеристика Раскольникова

Характеристика Раскольникова

Центральным персонажем в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» является молодой человек, бывший студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы. Характеристика Раскольникова необходима для понимания образа главного героя, его жизненной философии, мотивов поступков.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Полное имя – Родион Романович Раскольников

Возраст – 23 года

Род занятий – бывший студент юридического факультета, без определенного рода деятельности

Семья – мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Авдотья Романовна

Социальное положение – мещанин

Происхождение – Раскольников родом из бедной провинциальной семьи, сын мелкого чиновника или военного

Воспитание – родители смогли воспитать Родиона и его сестру Дуню честными, глубоко порядочными людьми

Образование – неоконченное высшее образование, юридический факультет одного из петербургских университетов

Внешность – высокий, худощавый, стройный молодой человек с темными глазами, темно-русыми волосами и привлекательными чертами лица

Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный

Положительные черты – жалостливый, способный на искренние душевные порывы, с обостренным чувством справедливости

Отрицательные черты – чрезмерная гордыня, ощущение собственной исключительности

Произведение – «Преступление и наказание»

Автор – Фёдор Михайлович Достоевский

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Родиона основан, прежде всего, на его удручающей бедности.

«Был он очень беден…»

Источник: часть 1 глава IV

«Мать у меня сама чуть милостыни не просит…»

Источник: часть 2 глава III

Раскольников вынужден жить в крошечной бедной квартирке.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»

Источник: часть 1 глава I

«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб…я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик».

Источник: часть 3 глава III

Раскольников – студент юридического факультета, который вынужден бросить учебу из-за бедности.

«…тем более что ты сам на юридическом факультете…»

Источник: часть 1 глава III

«Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…»

Источник: часть 2 глава I

«Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принуждён был выйти».

Источник: часть 5 глава IV

Внешность

Возраст Родиона – 23 года.

«…к тому же и двадцать три года сказались».

Источник: часть 6 глава VII

Раскольников очень хорош собой.

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Источник: часть 1 глава I

«…в тонких чертах молодого человека…»

Источник: часть 1 глава I

«…не опуская черных воспаленных глаз своих…»

Источник: часть 2 глава I

«И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки…»

Источник: часть 3 глава III

Родион очень беден, и его внешний вид красноречиво говорит об этом.

Одежда Родиона очень старая, поношенная, неопрятная:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Источник: Часть 1, глава I

«Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!..»

Источник: Часть 3, глава III

«…старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…»

Источник: Часть 2, глава III

Иногда Раскольникова принимают за нищего, относятся как к попрошайке, и именно из-за его неопрятного вида:

«…вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. “Прими, батюшка, ради Христа”. Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице…»

Источник: Часть 2, глава II

Черты характера и поступки

Раскольников — замкнутый, нелюдимый человек.

Во время учёбы в университете Родион отказался от студенческих развлечений и забав, отдавая все силы занятиям:

«Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил».

Источник: Часть 1, глава IV

Однокурсники не любили Родиона из-за его высокомерия и тяжелого характера:

«Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…»

Источник: автор о герое, Часть 1, глава IV

«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр».

Источник: слова Разумихина, Часть 3, глава II

«…даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый…»

Источник: Часть 6, глава I

«Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие…»

Источник: Часть 6, глава VIII

Родион не способен словами выражать эмоции, предпочитая оставаться для окружающих замкнутым и холодным человеком:

«Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!»

Источник: Часть 3, глава II

Родион предан и открыт лишь для своей семьи (матери и сестры Дуни) и для друга Разумихина.

«…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…»

Источник: Раскольников — матери, Часть 6, глава VII

«А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек!..»

Источник: Разумихин – Раскольникову, Часть 6, глава I

Родион — умный, талантливый, рассудительный молодой человек.

«— Ты всегда был очень рассудительный человек и никогда, никогда ты не был сумасшедшим, — заметил он вдруг с жаром».

Источник: Часть 6, глава I

«Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете…»

Источник: Часть 6, глава IV

Мать Родиона верит, что сын сможет преодолеть нужду своим талантом и способностями:

«Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом».

Источник: Часть 6, глава VII

Родион обладает чувством собственного достоинства. Он гордый и самолюбивый.

«…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…»

Источник: Часть 2, глава I

«Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…»

Источник: Часть 3, глава II

«…мнительный, самолюбивый, знающий себе цену…»

Источник: Часть 3, глава VI

В начале произведения Раскольников — атеист, не верующий в бога.

«— Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь».

Источник: Часть 4, глава IV

«— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю».

Источник: Часть 6, глава VII

Любовь к Соне пробуждает в душе Родиона веру в Господа:

«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: “Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”»
Источник: Эпилог, глава II

Родион — смелый, заносчивый человек, который не боится иметь собственное мнение.

«Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли моё любопытство…»

Источник: Часть 6, глава III

«Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив…»

Источник: Часть 1, глава I

«Что вы смелы, заносчивы, серьёзны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с».

Источник: Часть 6, глава II

Характеристика Раскольникова другими героями

Мать

Пульхерия Александровна всем сердцем любит Родиона, всегда старается помочь и поддержать, чем может:

«Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе?»

Источник: Часть 1, глава III

Мать переживает, что Родион стал атеистом:

«Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь».

Источник: Часть 1, глава III

При всей любви к Родиону, мать прекрасно видит его недостатки, его сложный характер:

«…вы вообразить не можете, Дмитрий Прокофьич, как он фантастичен и, как бы это сказать, капризен. Его характеру я никогда не могла довериться, даже когда ему было только пятнадцать лет. Я уверена, что он и теперь вдруг что-нибудь может сделать с собой такое, чего ни один человек никогда и не подумает сделать…»

Источник: Часть 3, глава II

«Вы думаете, — с жаром продолжала Пульхерия Александровна, — его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все препятствия».

Источник: Часть 3, глава II

Матери тяжело видеть, что её сын, при всех его достоинствах, ведет столь убогий образ жизни:

«И как это у него всё хорошо выходит, — думала мать про себя, — какие у него благородные порывы, и как он просто, деликатно кончил всё это вчерашнее недоумение с сестрой — тем только, что руку протянул в такую минуту да поглядел хорошо… И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки… Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!.. И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и… заплакала, — а боюсь, боюсь… какой-то он, господи!.. Вот ведь и ласково говорит, а боюсь! Ну чего я боюсь?»

Источник: Часть 3, глава III

«— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик».

Источник: Часть 3, глава III

Мать пытается объяснить поведение сына особенностями его характера:

«— Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? а?».

Источник: Часть 3, глава IV

При встрече с Родионом мать предчувствует его тяжкую долю:

«А что я давно плачу, то это сердце материнское беду предузнало. Я как только в первый раз увидела тебя тогда, вечером, помнишь, как мы только что приехали сюда, то всё по твоему взгляду одному угадала, так сердце у меня тогда и дрогнуло, а сегодня как отворила тебе, взглянула, ну, думаю, видно пришел час роковой».

Источник: Часть 6, глава VII

Разумихин

Разумихин — единственный верный друг Родиона, «необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты». Будучи бедным человеком, Разумихин прекрасно понимает затруднительное положение Родиона и старается всячески заботиться о нём:

«Родя пятый день уже болен и три дня бредил, а теперь очнулся и даже ел с аппетитом. Это вот его доктор сидит, только что его осмотрел, а я товарищ Родькин, тоже бывший студент, и теперь вот с ним нянчусь».

Разумихин признает умственные способности Родиона, но не боится открыто критиковать его:

«видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак».

Источник: Часть 2, глава VI

«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то».

Источник: Часть 3, глава II

«Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит».

Источник: Часть 3, глава II

Разумихин всячески пытается оправдать друга:

«Он су-ма-сшедший, а не бесчувственный! Он помешанный! Неужели вы этого не видите».

Источник: Часть 4, глава III

Лужин

Пётр Лужин — жених Дуни, сестры Родиона. Лужин с большим пренебрежением и презрением относится к Родиону:

«я еще давеча, с первого шагу, разгадал вашу неприязнь, но нарочно оставался здесь, чтоб узнать еще более. Многое я бы мог простить больному и родственнику, но теперь… вам… никогда-с…»

Лужин мечтал взять в жены бесприданницу Дуню, чтобы в полной мере властвовать над ней. Однако вмешательство Родиона рушит все его планы. Он искренне считает, что причиной всех его бед является один лишь Раскольников:

«Петр Петрович несколько секунд смотрел на него с бледным и искривленным от злости лицом, затем повернулся, вышел, и уж, конечно, редко кто-нибудь уносил на кого в своем сердце столько злобной ненависти, как этот человек на Раскольникова. Его, и его одного, он обвинял во всем».

Источник: Часть 4, глава II

От читателя: По мнению Лужина, Раскольников является заносчивым молодым человеком.

«…заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной…»

Источник: Часть 4, глава III

Подробная характеристика Лужина.

Зосимов

Зосимов — молодой начинающий врач, который с большим энтузиазмом берётся помочь Раскольникову выйти из депрессии:

«Интересует он меня, очень! Через полчаса зайду наведаться… Воспаления, впрочем, не будет…»

Источник: Часть 2,, глава V

«Зосимов, наблюдавший и изучавший своего пациента со всем молодым жаром только что начинающего полечивать доктора…»

Источник: Часть 3, глава III

Зосимов признает глубокий ум Раскольникова, и искренне хочет ему помочь:

«— Я к тому говорю, — продолжал Зосимов, разлакомившись, — что ваше совершенное выздоровление, в главном, зависит теперь единственно от вас самих. Теперь, когда уже с вами можно разговаривать, мне хотелось бы вам внушить, что необходимо устранить первоначальные, так сказать, коренные причины, влиявшие на зарождение вашего болезненного состояния, тогда и вылечитесь, не то будет даже и хуже. Этих первоначальных причин я не знаю, но вам они должны быть известны. Вы человек умный и, уж конечно, над собой наблюдали. Мне кажется, начало вашего расстройства совпадает отчасти с выходом вашим из университета. Вам без занятий оставаться нельзя, а потому труд и твердо поставленная перед собою цель, мне кажется, очень бы могли вам помочь.

Источник: Часть 3, глава III

От читателя: Зосимов считает Раскольникова ипохондриком и тщеславным человеком.

«Исступленному-то ипохондрику! При тщеславии бешеном, исключительном! Да тут, может, вся-то точка отправления болезни и сидит! Ну да, черт!..»

Источник: Часть 3, глава II

Дуня

Дуня, зная непростой характер Родиона, пытается с пониманием относиться к нему:

«— Опять говорю вам, маменька, он еще очень болен. Неужели вы не видите? Может быть, страдая по нас, и расстроил себя. Надо быть снисходительным и многое, многое можно простить».

Источник: Часть 3, глава IV

Дуня всем сердцем любит брата и ради его устроенной жизни готова выйти замуж за богатого, но нелюбимого человека. Она готова принести в жертву собственную жизнь, личное счастье и утешаться тем, что смогла помочь близкому человеку:

«Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продаёт! Для милого, для обожаемого человека продаст!»

Источник: Часть 1, глава III

Мать призывает Родиона ценить сестру, которая любит его больше жизни:

«Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел…»

Источник: Часть 1, глава III

Порфирий Петрович

Порфирий Петрович, желая войти в доверие к Раскольникову, указывает на сходство их качеств:

«…если два умные человека, не слишком еще между собою знакомые, но, так сказать, взаимно друг друга уважающие, вот как мы теперь с вами-с, сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора, — коченеют друг перед другом, сидят и взаимно конфузятся. У всех есть тема для разговора, у дам, например… у светских, например, людей высшего тона, всегда есть разговорная тема, c’est de rigueur, 1 а среднего рода люди, как мы, — все конфузливы и неразговорчивы… мыслящие то есть».

Источник: Часть 4, глава V

Порфирий Петрович, будучи прекрасным психологом и знатоком людских характеров, смог безошибочно разгадать сущность Раскольникова:

«…да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец! По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел. Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет».

Источник: Часть 6, глава II

Обладая большой наблюдательностью и прозорливостью, Порфирий Петрович смог понять мотивы поступков Раскольникова:

«А вы ведь вашей теории уж больше не верите, — с чем же вы убежите? Да и чего вам в бегах? В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определенного, воздуху соответственного; ну, а ваш ли там воздух? Убежите и сами воротитесь… Я даже вот уверен, что вы “страданье надумаетесь принять”; мне-то на слово теперь не верите, а сами на том остановитесь. Потому страданье, Родион Романыч, великая вещь; вы не глядите на то, что я отолстел, нужды нет, зато знаю; не смейтесь над этим, в страдании есть идея».

Источник: Часть 6, глава II

«Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с…»

Источник: Часть 6, глава II

Подробная характеристика Порфирия Петровича.

Свидригайлов

Свидригайлов — глубоко порочный, развратный, подлый человек, имеет славу «грубого злодея… сладострастного развратника и подлеца». Свидригайлов чувствует близость с Родионом, в котором видит своего духовного двойника:

«…назад тому полчаса мы друг друга еще и не видывали, считаемся врагами, между нами нерешенное дело есть; мы дело-то бросили и эвона в какую литературу заехали! Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?»

Источник: Часть 4, глава I

Свидригайлов разгадывает тайну Родиона, поскольку его порывы и желания ему понятны и близки:

«…Наполеон его ужасно увлек, то есть, собственно, увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно…»

Источник: Часть 6, глава V

Свидригайлов не сомневается, что Родион ещё успеет себя нравственно спасти, перейти на сторону добра:

«Знайте, что у него есть друзья. Мы его спасем, выручим. Хотите, я увезу его за границу? У меня есть деньги; я в три дня достану билет. А насчет того, что он убил, то он еще наделает много добрых дел, так что всё это загладится; успокойтесь. Великим человеком еще может быть».

Источник: Часть 6, глава V

Подробная характеристика Свидригайлова.

Соня Мармеладова

Кроткая и милосердная Соня, познавшая на своем веку немало горя и несправедливости, смогла сохранить свою душу удивительно чистой и светлой. Узнав о совершённом преступлении, Соня не упрекает Родиона, но всем сердцем жалеет его:

«— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! — воскликнула она».

Источник: Часть 5, глава IV

Причину всех несчастий Родиона Соня видит в том, что он отошёл от Господа:

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»

Источник: Часть 5, глава IV

Соня, искренне полюбившая Родиона, смогла дождаться, когда он смог открыть ей свое сердце:

«Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Источник: Эпилог, глава II

Подробная характеристика Сони Мармеладовой.

Характеристика Раскольникова по главам

Часть 1, глава I

Беспросветная бедность становится причиной угнетённого душевного состояния героя:

«Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».

Родион — очень привлекательный молодой человек, чью красоту губит бедная, убогая одежда:

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Часть 1, глава II

Раскольников очень некомфортно чувствует себя среди людей, он асоциальная личность:

«Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время».

Часть 1, глава III

Тяжелое душевное состояние Раскольникова приводит к тому, что он становится неряшливым, неопрятным, сам не замечая того:

«Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу…»

Часть 1, глава IV

Письмо матери заставляет Родиона очнуться и попытаться найти решение проблемы:

«Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…»

Во время учёбы в университете Родион имел славу способного ученика, но так и не смог влиться в весёлую студенческую компанию:

«Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».

Часть 1, глава VI

Тяжёлое душевное состояние меняет Раскольникова, ставит перед ним неразрешимые философские вопросы:

«Раскольников в последнее время стал суеверен. Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо».

«Вопрос же: болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни? — он еще не чувствовал себя в силах разрешить».

Часть 2, глава I

Осознание совершённого убийства становится причиной развития горячки у Родиона:

«В первое мгновение он думал, что с ума сойдет. Страшный холод обхватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне. Теперь же вдруг ударил такой озноб, что чуть зубы не выпрыгнули и всё в нем так и заходило».

Часть 2, глава VII

После пережитой лихорадки Раскольников чувствует себя лучше и старается позабыть об убийстве:

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение».

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой!»

«Слаб я очень в эту минуту, но… кажется, вся болезнь прошла».

Часть 3, глава I

Начинающий доктор Зосимов делает вывод о состоянии Раскольникова:

«По наблюдениям же его, болезнь пациента, кроме дурной материальной обстановки последних месяцев жизни, имеет еще некоторые нравственные причины, “есть, так сказать, продукт многих сложных нравственных и материальных влияний, тревог, опасений, забот, некоторых идей… и прочего».

Часть 3, глава V

Раскольников пытается выглядеть перед следователем Порфирием Петровичем адекватным, рассудительным человеком:

«Магометом иль Наполеоном я себя не считаю… ни кем бы то ни было из подобных лиц, следственно, и не могу, не быв ими, дать вам удовлетворительного объяснения о том, как бы я поступил».

Часть 3, глава VI

Раскольникову, который горячо любит мать и сестру, очень тяжело признаться им в убийстве, объяснить им свою теорию:

«Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить… Давеча я подошел и поцеловал мать, я помню… Обнимать и думать, что если б она узнала, то… разве сказать ей тогда? От меня это станется… Гм! она должна быть такая же, как и я».

Часть 4, глава I

«— Я не верю в будущую жизнь, — сказал Раскольников».

Часть 4, глава III

Раскольников решается на признание и заранее прощается с семьей:

«Я вас помню и люблю… Оставьте меня! Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде… Я это наверно решил… Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем… Это лучше… Не справляйтесь обо мне. Когда надо, я сам приду или… вас позову. Может быть, всё воскреснет!.. А теперь, когда любите меня, откажитесь… Иначе, я вас возненавижу, я чувствую… Прощайте!»

Источник: Раскольников матери и Дуне

Часть 4, глава IV

«…он был уже скептик, он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток».

Часть 5, глава IV

Несмотря на тяжелое душевное состояние, Раскольников заступается за Соню, не даёт её в обиду. В ней он видит источник своего спасения:

«Раскольников был деятельным и бодрым адвокатом Сони против Лужина, несмотря на то что сам носил столько собственного ужаса и страдания в душе. Но, выстрадав столько утром, он точно рад был случаю переменить свои впечатления, становившиеся невыносимыми, не говоря уже о том, насколько личного и сердечного заключалось в стремлении его заступиться за Соню».

«— Соня, у меня сердце злое, ты это заметь: этим можно многое объяснить. Я потому и пришел, что зол. Есть такие, которые не пришли бы. А я трус и… подлец!»

Эпилог, глава I

Родион получает относительно небольшой срок каторжных работ ввиду своего раскаяния и болезненного состояния, которое не остаётся незамеченным в суде:

«Болезненное и бедственное состояние преступника до совершения преступления не подвергалось ни малейшему сомнению. То, что он не воспользовался ограбленным, зачтено частию за действие пробудившегося раскаяния, частию за несовершенно здравое состояние умственных способностей во время совершения преступления».

Первый год на каторжных работах Родион полностью равнодушен к своей судьбе, он замыкается в себе:

«несмотря на то, что он, по-видимому, так углублен в самого себя и ото всех как бы заперся, — к новой жизни своей он отнесся очень прямо и просто; что он ясно понимает свое положение, не ожидает вблизи ничего лучшего, не имеет никаких легкомысленных надежд (что так свойственно в его положении) и ничему почти не удивляется среди новой окружающей его обстановки, так мало похожей на что-нибудь прежнее… живет он так грубо и бедно вовсе не по какому-нибудь предвзятому плану или намерению, а так просто от невнимания и наружного равнодушия к своей судьбе».

Эпилог, глава II

Раскольникову трудно смириться с тем, что он так бездарно прожил свою жизнь:

«…его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы».

«Но он не раскаивался в своем преступлении».

На каторге Родион становится отщепенцем, арестанты его не любят и избегают:

«Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее».

Вспыхнувшая любовь к Соне заставляет Родиона по-новому взглянуть на себя, изменить свои жизненные приоритеты, помогает смириться с горькой участью арестанта:

«Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

«Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Характеристика семьи Раскольникова

Семье Раскольникова отведено центральное место в произведении, поскольку она помогает раскрыть образ главного героя.

Мать

Мать — Пульхерия Александровна, женщина мягкая, добрая, бесконечно любящая своих детей, с которыми смогла выстроить доверительные отношения. После смерти супруга сама воспитывает двоих детей.

«Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости».

Источник: Часть 3, глава I

Пульхерия Александровна отдает последние деньги Родиону, чтобы тот смог получить достойное образование в Петербурге. Она верит в сына и мечтает о счастливом будущем для него.

Встретив сына после совершённого преступления, она материнским чутьём догадывается, что с ее Родей случилась непоправимая беда. После суда она серьёзно заболевает и умирает.

Сестра

Сестра Родиона — Авдотья Александровна, или Дуня. Девушка умная, красивая, с чувством собственного достоинства. Ради будущего Родиона готова пожертвовать собой и выйти замуж за нелюбимого, но богатого мужчину.

«…ни я, ни Дуня ни полслова еще не говорили с ним о крепкой надежде нашей, что он поможет нам способствовать тебе деньгами, пока ты в университете; потому не говорили, что, во-первых, это и само собой сделается впоследствии, и он, наверно, без лишних слов, сам предложит (еще бы он в этом-то отказал Дунечке) тем скорее, что ты и сам можешь стать его правою рукой по конторе и получать эту помощь не в виде благодеяния, а в виде заслуженного тобою жалованья. Так хочет устроить Дунечка…»

Источник: Часть 1, глава III

Родион не готов принять такую жертву, да и Дуня вскоре разочаровывается в женихе и выходить замуж за Разумихина, друга Родиона. Во время пребывания брата на каторге Дуня всячески поддерживает брата.

Авторская характеристика

В романе «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский намеренно выбрал повествование от третьего лица, отказавшись от субъективного авторского отношения к главному герою. Заняв позицию нейтрального рассказчика, автор дал читателям возможность самостоятельно вершить суд над Родионом.

Однако сделать вывод о том, как Достоевский относился к персонажу, можно из его писем. Раскольников стал собирательным образом молодых людей образца середины XIX века: умных, образованных, с обострённым чувством справедливости, но не устойчивых в собственном мировоззрении.

Описывая страшную нужду, столь унизительную для просвещённого человека с чуткой душой, Достоевский явно сочувствует Родиону и даже пытается объяснить мотивы преступления. В письме к своему редактору Фёдор Михайлович описывает, как Раскольников:

«живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения».

Достоевский намеренно выбирает для преступления человека умного, думающего, чтобы более ярко продемонстрировать его психологическую ломку, душевные страдания:

«Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тот-час же по совершении преступления, замучило его… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль».

Из чувства сострадания писатель даёт своему герою возможность искупления вины, шанс на счастливую жизнь.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Раскольникова вместе!

Характеристика теории Раскольникова

Раскольников совершает преступление, чтобы проверить свою теорию о людях низших («твари дрожащие») и высших («право имеющие»). Он без тени сомнения делит всех знакомых людей на эти две группы, а самого себя самоуверенно причисляет к избранной касте.

После ознакомления со статьёй Раскольникова Порфирий Петрович интересуется его точкой зрения касательно людей, имеющих полное право на преступление:

«Очень, очень оригинально, но… меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно… Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан».

Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V

Согласно теории Раскольникова люди делятся на две касты: «обыкновенные» (законопослушные) и «необыкновенные» (имеющие право на преступление):

«Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V

Раскольников считает, что благородный замысел способен оправдать даже самое низкое преступление:

«Я просто-запросто намекнул, что “необыкновенный” человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

По мнению Раскольникова, простые, «низшие» люди являются всего лишь материалом и просто обязаны быть послушными, в то время как «высшая» каста людей имеет полное право на любую гнусность и жестокость:

«Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Раскольников уверен, что для гармоничного баланса в природе должны существовать люди и первого, и второго сорта:

«Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют…»

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Раскольников рассуждает о закономерностях появления на свет людей «высшего». порядка:

«Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало. Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Родион признаётся, что, совершая убийство, хотел лишь проверить себя:

«— Я догадался тогда, Соня, — продолжал он восторженно, — что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к черту! Я… я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»

Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV

Деньги старухи-процентщицы нужны были Раскольникову для обеспечения комфортной жизни:

«…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»

Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV

Самое важное, что хотел этим убийством доказать себе Родион, — принадлежит он к «высшей». касте людей или нет:

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею
— Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня.
— Э-эх, Соня! — вскрикнул он раздражительно, хотел было что-то ей возразить, но презрительно замолчал. — Не прерывай меня, Соня! Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все! Насмеялся он надо мной, вот я к тебе и пришел теперь! Принимай гостя! Если б я не вошь был, то пришел ли бы я к тебе? Слушай: когда я тогда к старухе ходил, я только попробовать сходил… Так и знай!»
Источник: Часть 5, глава IV

Биография

Родион Романович Раскольников родом из небольшого уездного городка, который он покинул и переехал в Петербург для поступления в университет на юридический факультет.

Родители Родиона – мещане, скромные и порядочные люди. После смерти главы семейства мать, Пульхерия Александровна, сама воспитывает своих детей, Родиона и Дуню. Родион – любимчик в семье, мать и сестра души в нем не чают.

Во время учебы в университете Родион всячески пытался бороться с бедностью: давал уроки, переводил статьи. Однако теория о «высших» и «низших» людях настолько его поглощает, что он бросает учебу, работу, и решается на преступление.

Раскольников убивает топором старуху-процентщицу и ее сестру, чтобы доказать самому себе принадлежность к той группе людей, которые “право имеют”. После долгих и мучительных раздумий он приходит к выводу, что не относится к числу избранных.

Знакомство с Соней Мармеладовой, юной девушкой с чистой душой, заставляет Родиона переосмыслить случившееся. Он признается в содеянном преступлении, и отправляется отбывать наказание на каторгу. Соня отправляется вслед за Родионом, и уже там, на каторге, между ними разгорается сильное чувство. Родион Раскольников полностью меняет свое отношение к жизни, и в этом ему помогает любовь к Соне.

Образ Раскольникова

Родион Раскольников – молодой человек 23-х лет, который совершает преступление, желая тем самым доказать себе, кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет».

Родион из бедной семьи, и вынужден влачить жалкое существование: живет впроголодь, носит старую, истрепанную одежду и в целом имеет вид нищего, выпрашивающего гроши на улице. Он хорош собой, умен, талантлив, и, в целом, производит положительное впечатление.

Крайняя нужда тяжело сказывается на и без того непростом характере Родиона. Будучи от природы человеком самолюбивым и тщеславным, он тяжело переносит столь унизительное положение. Убедив себя в собственном превосходстве, Родион совершает преступление, однако оно не приносит ему чувство удовлетворения. После мучительных сомнений и терзаний герой становится на путь духовного перерождения.

5 фактов о Раскольникове

  • Большое влияние на развитие теории Раскольникова оказала личность Наполеона. Достоевский наделил главного героя чертами французского императора, чтобы в полной мере подчеркнуть его идею о «сверхчеловеке».
  • Раскольников был влюблен и даже собирался жениться на больной, убогой девушке, которая в итоге умерла. По признанию самого Родиона, он привязался к девушке только потому, что она была больной, несчастной, дурной собой.
  • Чтобы как-то свести концы с концами, Раскольников, во время учебы в университете, давал частные уроки детям, но в итоге оставил эту работу.
  • Раскольников получил весьма мягкое наказание по тем временам, и «присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет». Примечательно, что сам Достоевский также отбывал ссылку на каторжных работах за участие в политическом преступлении.
  • На каторге арестанты сразу невзлюбили Раскольникова. Они презирали его, потешались над его преступлением, считая «не барским», а со временем и вовсе грозились убить, обвиняя его в безбожии.
Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

По сути, роман «Преступление и наказание» – это исповедь, в которой автор поднимает вопросы человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. По признанию самого Фёдора Михайловича, он намеренно сделал преступником человека благородного, образованного, с хорошими наклонностями, чтобы продемонстрировать все этапы его духовного становления.

Писатель ставит перед героем неразрешимые вопросы, решая которые, тот собственноручно перековывает свою сущность. В итоге Раскольников приходит к Господу, к Божьей правде, и в этом сознательном выборе автор видит единственно правильное решение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /15
    Вопрос 1 из 15

    На каком факультете столичного университета Родион Раскольников получал образование?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Маским Смирнов
    15/15
  • Наталья Садовская
    8/15
  • Людмила Казеева
    15/15
закрыть