Портрет Раскольникова

В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский уделяет портрету Раскольникова особое внимание, его художественные средства разнообразны и интересны. Всё мастерство автора направлено на самую важную цель – раскрыть образ героя, его внутренний мир, все составляющие характеристики, мотивы действий, жизненную философию героя.

Образ Раскольникова

Внешность Раскольникова – это внешность человека, который создан совсем не для той жизни, в которую его загнала судьба. Ему 23 года, он молод и удивительно красив. “Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…”. Аристократичные черты, осанка, умение держать себя никак не клеились с нищенским полуголодным существованием, лохмотьями вместо одежды и отсутствием самых элементарных вещей. Родион, измученный нищетой, невозможностью вырваться из этого порочного круга, стал отшельником, дикарём. Безжизненная, несовместимая с уютом и теплом обстановка комнаты героя контрастирует с его внешностью. Автор явно восхищается способностью Раскольникова не зависеть от своего внешнего облачения: он не смущается того, что бедно одет, держится, так, как несвойственно тем, кто ходит в лохмотьях (не по костюму была осанка…)

Герой перестал общаться с людьми, от присутствия другого человека ему становилось неуютно, он не ждал помощи, понимания или человеческой теплоты, привыкнув к их отсутствию. Бледное лицо, болезненный вид, воспалённые глаза – вот человек, который оказался на грани чудовищного выбора и совершил преступление, последствия которого слишком тяжелы для него. Внешний вид перестал интересовать героя, он впадал в забытьё, проводил много времени в раздумьях, скитаниях, поисках ответов на свои вопросы. Мать персонажа даже в убогой комнатушке видит в сыне красавца, ещё более привлекательного, чем его сестра, которая славится своей внешностью.

Одежда главного героя

Одежда персонажа настолько обветшала и сносилась, что, по мнению автора, любой приличный человек постеснялся бы выйти с ним вместе на улицу. У Раскольникова “широкое, крепкое…из какой-то бумажной ткани…пальто”, которое не соответствует ни сезону, ни моде, ни его фигуре. Оно настолько велико, что напоминает мешок.

Обувь грязная и дырявая – “старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог…”. Шляпа у Раскольникова старая, выцветшая, с дырками – прохожий обзывает его “немецким шляпником”.

Как ни странно, бедная, изношенная, не подходящая по сезону, грязная одежда не расстраивает главного героя так, как устройство общества, его законы и чудовищная несправедливость, правящая миром. Родион со своей чистой душой и красивой внешностью ярко противоположен тому, во что он одет. Его жильё, напоминающее гроб, также контрастирует с внутренним миром персонажа.

Внешность и обстановка

Всё, что окружает героя, призвано подчеркнуть его духовную сторону, душевные качества. Маленькая комнатушка “в шесть шагов” явно тесна для высокого стройного парня, ему тесно и морально и физически: даже стены давят на всех присутствующих в его квартирке. Мать, навещавшая сына, чувствует облегчение, когда покидает его каморку. Пыль, грязная сломанная мебель, убогий вид из окна, теснота – всё это психологически раздавливает человека, который должен обитать в таких условиях.

Абсурдность ситуации придаёт то, что красивого, умного и, несомненно, талантливого молодого человека окружает отвратительная грязная ветхая реальность – засаленная одежда, изорванный диван, грязно-жёлтые обои. Даже читателю становится неуютно от той картины, которую рисует автор в романе, описывая жизнь героя.

В статье даётся подробное описание Раскольникова с цитатами: его внешности, одежды, манер и обстановки, окружающей героя.

Предметы