Женские образы в романе “Преступление и наказание”

Федор Михайлович Достоевский считается мастером описания человеческих душ. Он глубоко и тонко проникает в сознание людей, делая характеры объемными и насыщенными. Женские образы в романе «Преступление и наказание» – яркий пример глубокого проникновения в душу героев. В романе «Преступление и наказание» женские образы выражены через Соню, мать и сестру Родиона, старуху-процентщицу и ее сестру, Катерину Ивановну.

Соня Мармеладова

Ей по праву принадлежит вторая по значимости роль в романе. Именно Соня позволяет Родиону встать на путь истинный, примирить в душе преступника мысль о раскаянии. Эта бедная девушка остается сильной духом не смотря ни на что, до самого конца не сдается и верит в Бога и в силу искупления. Чтобы прокормить себя, мачеху и братьев, ей приходится идти на панель, но это не принижает ее образ в глазах читателя, а наоборот, возвышает его. Соня жертвенна, но всегда честна перед собой. Она уступчива, но тверда в своих убеждениях и взглядах на жизнь. В ней выражается смирение и страдание, честность и жертвенность. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» – заявляет герой, падая в ноги Соне. Достоевский показывает Сонечку Мармеладову как спасение души Родиона Раскольникова.

Мать и сестра Родиона

Семья для Раскольникова играет важную роль. Он любит мать и сестру, но не может с ними сосуществовать. После убийства он отделяет себя от всего мира, проводит черту меду собой и семьей. Мать Родиона Пульхерия Александровна – мудрая и честная женщина. Ее внешность описана Достоевским приятной, а сама героиня несмотря на свою мягкость никогда не поступится своими жизненными принципами. Не выдержав беды, произошедшей с сыном, Пульхерия Александровна сходит с ума и умирает. Дуня тоже вызывает у читателя положительные эмоции. Она готова ради семьи на все, соглашается даже выйти замуж по расчету и терпеть всю жизнь унижения, но сама ее натура противоречит этому – достоинство занимает в ее душе не последнее место.

Катерина Ивановна

Строгая и жесткая женщина, которая болеет чахоткой, но не способна признаться в слабости даже сама себе. Такой ее сделала эпоха. На первый взгляд она кажется слишком строгой и даже немного злой, но в последствии читатель понимает, что эти качества присущи Катерине Ивановне из-за того, что ей приходится выживать в таком суровом мире, нести ответственность за детей, принимать помощь от Сони. Она ненавидит себя за то, но выливается все в строгость и склочность ее характера. Катерина Ивановна скоропостижно умирает от чахотки, после чего Соня.

Старуха-процентщица

По теории Раскольникова именно она относится к категории «тварей дрожащих», которых можно и убить ради блага человечества. Она богата, и это играет свою роль в принятии Раскольниковым решения об убийстве. Вот только потом Родион понимает, что человек – не вошь. «Я не старуху убил, я себя убил». Алена Ивановна становится не просто жертвой преступления, но камнем преткновения всей страшной теории Раскольнкова.

Больше всего в женских персонажах Достоевский ценил жертвенность и искренность. В полной мере они выразились именно в портретах Дуни и Сони. Примечательно, что именно эти персонажи остаются живыми к концу произведения.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Женские образы в романе «Преступление и наказание», выделить основные черты героинь, подчеркнуть их главные особенности и влияние на судьбу Раскольникова.

Предметы