“Хлестаковщина” как нравственное явление

Николай Васильевич Гоголь был и остается главным обличителем пороков современного общества. Не случайно из под его пера появились такие нарицательные явления, как «хлестаковщина» («Ревизор») и «маниловщина» («Мертвые души»). Что же представляет из себя «хлестаковщина» как нравственное явление?

Определение «Хлестаковщины»

Термин «хлестаковщина» образовался от фамилии главного героя пьесы Хлестакова Ивана Александровича. Он вобрал в себя все пороки, которые были присущи обществу того времени: глупость, невежество, чинопочитание, взяточничество. Это безобразное явление является причиной бедности городов, разрухи и нищеты населения.

«Хлестаковщину» породил российский бюрократический строй. У власти оказались люди, которые умеют только пресмыкаться перед власть имеющими, и унижать тех, кто ниже рангом. Героев произведения интересуют только деньги и собственная выгода, а прямое назначение чиновников – служение народу – воспринимается, как пустой звук.

«Хлестаковщина» не изжила себя и в наше время. До сих пор у власти остаются люди подобные героям сатирической комедии Н.В. Гоголя.

Образ Хлестакова

Чтобы лучше разобраться в понятии «хлестаковщина», необходимо сперва проанализировать образ главного героя пьесы. Иван Александрович Хлестаков – промотавший свое состояние молодой человек, которого по воле судьбы принимают за ревизора. Не обладая честностью и нравственностью, герой решается воспользоваться ситуацией и начинает активно изображать из себя чиновника. Он берет взятки, приписывает себе знакомства с известными людьми, обещает жениться на дочери городничего. При этом ни о какой любви и речи не шло, Хлестаков просто хотел провести время с выгодой, флиртуя то с женой городничего, то с его дочерью.

Хлестаков обводит вокруг пальца целый город, не чувствует себя виноватым, при этом еще и насмехаясь над горожанами. Он пишет письмо знакомому журналисту, в котором высмеивает глупость и невежество чиновников, не подозревая, что сам также является глупцом и проходимцем.

«Хлестаковщина» как нравственное явление

Однако Хлестаков не единственный отрицательный персонаж в комедии. Точнее, в этом произведении нет ни одного положительного героя. Карикатурен и образ городничего. Человек, в руках которого находится вся городская власть, не делает ничего, чтобы улучшить жизнь горожан. Дорог в городе нет, церковь разваливается, всюду царит взяточничество и панибратство. Он с легкостью за взятку освобождает от военной повинности одного человека и отправляет сложить другого.

Начальник полиции и служащие ведомства вместо того, чтобы охранять порядок, сами зачастую устраивают дебоши. Эти люди способны общаться только с помощью кулаков и понимают лишь грубую силу. Даже верный слуга Хлестакова Осип, искренне любя своего хозяина, перенимает от него отрицательные черты характера: пьет и ворует.

«Хлестаковщина» – образ жизни большинства маленьких городов. Власть здесь погрязла в пороках. Естественно, что ни о какой нравственности говорить не приходится. Появись в таких условиях хоть один высоко моральный человек, его бы уничтожила волна невежества и глупости.

Во многих своих произведениях Н.В. Гоголь высмеивает недостатки и пороки общества. Самыми масштабными такими произведениями являются «Ревизор» и «Мертвые души». Данная статья посвящена разбору образа Хлестакова и понятия «хлестаковщина». Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Хлестаковщина» как нравственное явление».
Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Ревизор»

для самых нетерпеливых -

Очень краткое содержание «Ревизор»

для самых компанейских -

Главные герои «Ревизор»

для самых любопытных -

Анализ «Ревизор» Гоголь
  1. /17
    Вопрос 1 из 17

    В каком году был написан «Ревизор»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Петр Олегович
    16/17
  • Светлана Воробьёв
    13/17
  • Stas Burkov
    16/17
  • Vfg Verferger
    14/17
  • Алевтина Вашуркина
    5/17
  • Юрий Малышев
    15/17
  • Аймин Абрамович
    8/17
  • Дмитрий Лошкарёв
    9/17
  • Dad Boss
    11/17
  • Дниил Кавалев
    8/17
закрыть