- /24Вопрос 1 из 24
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Когда осенью 1846 года И.И. Панаев, задумавший к тому моменту вместе с Н.А. Некрасовым издавать журнал «Современник», обратился к Тургеневу с просьбой снабдить его каким-либо материалом для отдела «Смесь», автор, несмотря на несомненный успех в литературной деятельности, имел уже «твердое намерение вовсе оставить литературу».(2)…..Тургеневотыскал у себя для журнала «пустячок», которому ни он сам, ниредакторы не придали большого значения, и рассказ под названием «Хорь и Калиныч» был напечатан среди заметок на агрономические темы, а подзаголовок «Из записок охотника» был прибавлен уже Панаевым, чтобы сделать публику еще более снисходительной к рассказу. (3)Успех очерка превзошел все ожидания и, по словам автора, вернул его к литературе и побудил к созданию целой книги под названием «Записки охотника».
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильные варианты ответа, 1, 2, 5. Первый вариант передает информацию из текста. "Успех рассказа
«Хорь и Калиныч», ничем не примечательного с точки зрения редакторов «Современника» и самого автора, побудил Тургенева написать «Записки охотника» и отказаться от идеи «оставить литературу»." Следующие оба варианта содержат главную информацию, содержащуюся в тексте. Второй вариант отражает, как рассказ «Хорь и Калиныч», который не был высоко оценен автором и редакторами, привел Тургенева к написанию «Записок охотника». Пятый вариант отражает, как успех рассказа «Хорь и Калиныч»
вернул Тургенева к литературе. - /24Вопрос 2 из 24
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выберите это слово.
Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуСлово "однако", так как оно указывает на контраст между двумя частями предложения: на то, что рассказ Тургенева был включен в журнал как пустяк, но при этом имел неожиданный успех, который привел к созданию целой книги. Слова "это" и "потому что" не вписываются в контекст и не выражают необходимый контраст, а "хотя" подразумевает противоречивые факты, которые в данном случае не представлены.
- /24Вопрос 3 из 24
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-л. Строительный м. Семенной м. Перевязочный м. Приготовить м. для строительства дома.
2) Данные, сведения, источники, служащие основой для чего-л., доказательством чего-л. М. для научного доклада. Командировка за газетным материалом. М. по созданию новой марки автомобиля. Собрать материалы о первооткрывателях Сибири. // обычно мн.: материалы, -ов.
Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Материалы судебного дела. Материалы археологической экспедиции. // на кого, против кого.
Собрание фактов, доказывающих виновность кого-л. в чём-л. Компрометирующий м. на преступника. Материалы на Иванова. Найти м. против него.
3) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье. Сшить из материала юбку.Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуЗначение, в котором употреблено слово "материал" верно указано в варианте 2.
- /24Вопрос 4 из 24
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выберите это слово.
Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуВ слове "каталОг" неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Правильное ударение - катАлог.
- /24Вопрос 5 из 24
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- В каждом деле следует учитывать ФАКТОР времени.
- Известно, что ГЛИНЯНЫЕ почвы хотя и богаты по своему составу, но малоплодородны.
- Несмотря на богатый жизненный опыт, мой брат всю жизнь оставался ДОВЕРЧИВЫМ человеком.
- К военным у меня ДВОЙСТВЕННОЕ отношение: они храбры, но часто недальновидны.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуВ предложении написано "ГЛИНЯНЫЕ почвы", что неверно, так как в этом контексте используется прилагательное "глинистые", а не существительное "глиняные". Правильно говорить "глинистые почвы", чтобы описать их свойства и состав.
- /24Вопрос 6 из 24
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- к двухсотлетию со дня рождения
- у обеих сестер
- наиболее вкусный
- докторы наук
- двумястами рублями
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуВ данном предложении нужно использовать форму множественного числа существительного "доктор". В русском языке существительные имеют различные формы для единственного и множественного числа. В единственном числе у существительного стоит форма, которая указывает на один предмет, а во множественном - на несколько. В данном случае, употребление формы единственного числа "доктор" неверно, так как речь идет о нескольких докторах наук. Правильная форма - "доктора наук".
- /24Вопрос 7 из 24
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ- Уроки состоятся согласно расписания
- Посещая Третьяковскую галерею, внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова
- Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должен выполнять этот комплекс упражнений каждый день
- В повести «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачевского бунта отражены исторически достоверно
- Сестры ждали и радовались предстоящим каникулам
Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 8 из 24
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- заг…релый
- к…талог
- соч…тать
- прим…чательный
- разд…раемый (сомнениями)
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПримечательный. В слове "примечательный" проверяемый корень - "меч".
- /24Вопрос 9 из 24
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
- во…держался, в…трепенуться
- пр…обладающий, пр…клонный
- об…ективный, интер…ер
- роз…ск, пед..нститут
- пр..образ, пр..бабушка
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПреобладающий и Преклонный. Буква Е в приставке ПРЕ в этих словах является частью слога, образующегося при соединении приставки и корня. Этот слог выступает безударным, и поэтому в произношении он может восприниматься как единое целое. В слове преобладающий безударная гласная Е нужна для соединения приставки пре и корня -облад-, в слове преклонный - для соединения приставки пре и корня -клон-. Таким образом, буква Е в приставке ПРЕ помогает сохранить звучание корня слова и сделать произношение более естественным.
- /24Вопрос 10 из 24
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
- повел…вать
- никел..вый
- алюмини..вый
- опасл…вый
- вол..вой
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуВ слове "опасливый" пропущена буква "И". Правильно пишется "опасливый" с буквой "И" в корне слова
- /24Вопрос 11 из 24
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
- (он)высп…тся
- мел…тся (зерно)
- вид…мый
- раска…вшийся
- (они)бор..тся
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильный ответ “мелется”. На месте пропуска нужно написать букву "е". В слове "мелется" в безударном слоге корня стоит проверяемая гласная "е", которая передается в формах слова.
- /24Вопрос 12 из 24
Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО.
Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильный ответ - “Книга до сих пор не прочитана”. В этом предложении НЕ со словом ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО, так как отрицание выражено частицей НЕ, стоящей перед глаголом "прочитана".
- /24Вопрос 13 из 24
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
- На этой улице мы жили раньше, а (ПО) ЭТОМУ бульвару мы КОГДА(ТО) часто гуляли с сестрой.
- Труд планового отдела не пропал (В) ПУСТУЮ: через месяц (НА) СЧЕТ нашего предприятия заказчиком была переведена солидная сумма.
- (НЕ) СМОТРЯ на плохое самочувствие, Борису удалось закончить проект (В) ТЕЧЕНИЕ недели.
- (В) ПОСЛЕДСТВИИ суда флотилии не раз заходили в порты Персии, ЧТО(БЫ) запастись водой и провизией.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуВпоследствии и чтобы пишутся слитно, потому что они образуют сложное наречие.
- /24Вопрос 14 из 24
Укажите все цифры в тексте, на месте которых пишется НН.
Молодая варе(1)ая картошка, щедро посыпа(2)ая свежим луком и укропом, показалась путникам самым изыска(3)ым деликатесом.Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 15 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильное написание предложений под номерами 2 и 5: “У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы, так и с несчастьем”. “Ждал дед внучку, да так и не дождался”.
- /24Вопрос 16 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильное написание предложения: “Старички стали обсуждать последние события, (1) значительно поджимая губы, (2) и, (3) обменявшись мнениями, (4) стали пить чай”. В данном предложении запятые расставлены для выделения второстепенных членов предложения, которые обычно несут дополнительную информацию о действии или объекте. В данном случае, выделенными являются обстоятельства манеры "значительно поджимая губы" и "обменявшись мнениями". Они не являются обязательными для понимания смысла предложения и могут быть опущены без ущерба для основной информации. Поэтому они выделяются запятыми, чтобы сделать предложение более ясным и легко читаемым.
- /24Вопрос 17 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильное написание предложения: “Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то, (3) по мнению астрономов, (4) жизни на планете грозит катастрофа”. В данном предложении запятые ставятся для выделения вводных слов и выражений, которые не связаны с основным предложением.
- /24Вопрос 18 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите цифру в вариантах ответа, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильный вариант: "Океанская яхта не относится к товарам, для приобретения которых мы можем предоставить беспроцентный кредит." В данном предложении стоит запятая, так как мы имеем дело с придаточным предложением, вводимым словами "для приобретения которых". Запятая обособляет это придаточное предложение от главного.
- /24Вопрос 19 из 24
Расставьте знаки препинания. Выберите все цифры в вариантах ответа, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел проходить.Правильный ответНеправильный ответПояснение к правильному ответуПравильный вариант: “Герой наш трухнул, однако ж, порядком, и хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида, но он все еще поглядывал назад со страхом, который никак не хотел проходить”. В данном случае первая запятая ставится после вводного слова "однако ж" для выделения его и для того, чтобы отделить его от основной части предложения. Вторая запятая ставится после слов "из вида" для выделения обстоятельства места. Третья запятая ставится перед словом "который" для выделения придаточного предложения.
- /24Вопрос 20 из 24
Прочитайте текст и выполните задания 20-23.
(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый день в собственном доме. (3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим из
турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из
дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,
а вещью в стиле ретро. (5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный. (6) Кто-то восхищенно причмокнул: (7) — Ишь ты! (8) Где достал? (9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал – нашел вещи на свалке несколько лет назад. (11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего детства, что ушли в историю и вернутся оттуда лишь в качестве мудрых и полезных украшений наших квартир. (14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» —
счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали
даже государственный бюджет. (17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет! (21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка? (22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные российские зимы!
(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба за существование. (29) Их бытовая. (30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни.
(По Л. А. Жуховицкому*)
*Леонид Аронович Жуховицкий (род. 5 мая 1932 г.) – русский писатель, публицист, педагог.
О чём говорит высказывание автора: «И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках»?Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 21 из 24
Какие из утверждений является ошибочным?
Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 22 из 24
Из предложений 20–23 выпишите контекстные синонимы. В ответе запишите два слова без пробелов, запятых и других дополнительных.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 23 из 24
Среди предложений 23 – 29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ваш ответ:Правильный ответНеправильный ответ - /24Вопрос 24 из 24
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Установите соответствие между пропусками в предложении и терминами: для каждого пропуска в предложении в левом столбце обозначенного буквой, подберите соответствующий пропущенный термин из правого столбца.
Публицистические произведения Л.А. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведет беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие синтаксические средства выразительности, как (А)__________ (предложения 9-10, 31-32), а также (Б)__________ (предложения 7, 20, 22).
В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь (В)__________:«сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни» (предложение 32), «множество вещей, которые старятся и уходят из жизни еще быстрее нас» (предложение 12). Неоднократно используется и такое лексическое средство выразительности, как (Г)__________: «рухлядь» (предложение 4), «коммуналка» (предложение 17).
ПРОПУСКИ В ПРЕДЛОЖЕНИИПРОПУЩЕННЫЕ ТЕРМИНЫ- А)
- Б)
- В)
- Г)
Правильный ответНеправильный ответ
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
Тест “Итоговая контрольная работа” по русскому языку для 10 класса содержит 24 вопроса, которые охватывают различные аспекты знаний русского языка. В тесте представлены задания на определение главной информации в тексте, определение значения слова по контексту, правописание, грамматику, знание знаков препинания и терминологию.
В некоторых вопросах теста нужно выбрать правильные предложения, в которых передана главная информация. Также предлагается выполнить задания на определение значения слова по контексту, на правильное ударение, выбрать предложения с правильным написанием слов и исправить ошибки в словах и предложениях.
В тесте представлены вопросы на правильное расстановку знаков препинания, на определение формы слова и на соотнесение грамматических ошибок с предложениями, в которых они допущены.
Тест “Итоговая контрольная работа” по русскому языку для 10 класса поможет проверить знание русского языка на различных уровнях и подготовить учеников к экзамену.