Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой
4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 77.

Обновлено
4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 77.

Обновлено

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме. Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты“ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.

Метафоры“утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая её уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях. Но всё же она хотела бы стать действительно спокойной, и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое описывает чувства лирической героини, её душевные метания и желание обрести спокойствие.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:

  • Эпитеты “ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворение Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Сергей Чайковский
    7/7

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 77.


А какую оценку поставите вы?

закрыть