Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 152.
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 152.
В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Стихотворение относится к философской и гражданской лирике, а главный мотив — разочарование в жизни, скептический взгляд на окружение. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.
История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.
Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.
Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подаёт лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, что соответствует содержанию.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трёх- четырёх- и пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».
Эпитеты – «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
История создания
Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся поэт не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются всё чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.
Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, который успел испить горького напитка из чаши жизни.
Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать»
. Особенно тяготит оно человека в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.
Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно.
Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьёз не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.
Написано стихотворение разностопными строками: трёх-, четырёх- и пятистопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.
Жанр
Произведение можно определить как элегию: это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихотворении ярко выражен мотив разочарования.
Средства выразительности
В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.
В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка»,
эпитеты –«холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»;
Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..».
Тест по стихотворению
- /8Вопрос 1 из 8
Укажите год создания произведения «И скучно, и грустно…»:
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Мария Жеребило8/8
- Настя Совкина6/8
- Orok-Tambe-A Ayukenow8/8
- Lilnait Student8/8
- Dark Wolf6/8
- Вика Комелькова8/8
- Борис Дубинин8/8
- Зинаида Соколова6/8
- Светлана Зозуля8/8
- Ксения Батирова5/8