Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

«Несжатая полоса» – одно из самых известных произведений, посвященных жизни и труду крестьян. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Несжатая полоса» по плану.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Несжатая полоса.

История создания – произведение датируют 1854 г., в печати оно появилось в 1856 г. в журнале современник.

Тема стихотворения – тяжелый труд хлебороба.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры«шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет».

Эпитеты«поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня».

Сравнения – руки, «как плети».

История создания

История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и, в тоже время, восхищался их трудолюбием и силой. Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и стихотворениях.

Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».

Стихотворение Н. Некрасова впервые было опубликовано на страницах «Современника» в 1856 г. В XIX и XX к нему неоднократно обращались композиторы.

Тема

Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Н. Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времен крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер – связующее звено между ними.

Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля – все опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко стоит несжатая полоса. Автор признается, что она «грустную думу наводит».

Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветра. Грустно склонив головы, колоски купают зерна в пыли. Поэт характеризует зерна эпитетом «тучные». Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.

Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно». С каждым днем колоски все больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведется рассказ о пахаре. Н. Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.

Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможенный мужчина, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает еще здорового пахаря, который пел «заунывную песню».

Видимо, герой чувствовал, какой конец его ждет. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.

В стихотворении автор показал, что крестьяне – лишь рабочая сила для помещиков, никто не заботится об их здоровье и судьбе. Таким образом, он утвердил идею о необходимости искоренения крепостничества.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).

Жанр

Жанр произведения – гражданская лирика, так как в нем автор поднимает вопросы социального неравенства. Также в стихотворении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет». Дополняются картины эпитетами поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня» и сравнением – руки, «как плети».

Тест по стихотворению

Предметы