Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым, когда он находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии. Краткий анализ “В дороге” по плану поможет их увидеть. Использовав его на уроке литературы в 10 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову было двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – это сюжетное стихотворение, его основу составляет рассказ ямщика, обрамлённый зачином и концовкой (диалог барина и ямщика).

Жанр – сюжетное стихотворение на гражданскую тему.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередованием мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой: используется парная, кольцевая и перекрёстная.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте, словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришло”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю в стихах, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой стихотворец показал свое произведение известному критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал эти стихи превосходными.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, воспитывалась вместе с дочкой помещика, она обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право и барин может распоряжаться людьми по своему усмотрению, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стихотворение имеет зачин и концовку, а в центре находится монолог ямщика, его рассказ о жене.

Зачин – просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, выдав замуж за мужика. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной и от этого страдала и чахла.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, саркастически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд сюжете, глубоко трогает душу.

Жанр

Это сюжетное стихотворение, один из первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря: он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.

  • Сравнения “ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты“удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Н. Некрасов написал стихотворение "В дороге"?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Артур Захарян
    7/7
  • Илья Курятников
    6/7
  • Настя Семёновна
    7/7
  • Валерия Шилкина
    7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.9. Всего получено оценок: 54.

Предметы