Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “бич свистал, играя“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора “бич свистал, играя”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году написано стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом»?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Андрей Кременец
    6/7
  • Юлия Шабакаева
    7/7
  • Firdavs Abdujabborov
    7/7
  • Любовь Ермакова
    6/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 46.

Предметы