Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 74.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 74.
«Внимая ужасам войны» – стихотворение Н. А. Некрасова, которое никогда не «постареет». В нём нет описаний сражения, но психологическая характеристика тыла поражает воображение читателя. Школьники изучают его в 8 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, используя краткий анализ «Внимая ужасам войны» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Внимая ужасам войны.
История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.
Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.
Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.
Метафоры – «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива».
Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива».
Сравнения – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был её участником. На службе был Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову ещё до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».
Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.
Впервые стихотворение опубликовали в 1856 г. во 2-м номере журнала «Современник».
Тема
В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.
В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жён так, как жалеет он матерей погибших. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.
Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слёз больше не отыскать в мире. Они ещё раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.
В контексте указанной темы реализуется вечная тема – тема материнской любви. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.
Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX–XX вв.
Композиция
Композиция стихотворения проста. В нем условно можно выделить две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, парную ААВВ и кольцевую АВВА.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как это грустные размышления на философские темы, лирический герой с горечью говорит о друге и жене погибшего, жалеет его мать.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Преобладают в стихотворении эпитеты: ««лицемерные дела»
, «святые, искренние слёзы», «бедные матери», «плакучая ива»
. Метафоры придают чувствам и эмоциям – выразительность: «она до гроба помнить будет»
(о душе), «кровавая нива»
. В последних строках использовано сравнение, которое позволяет автору провести параллель между человеком и природой: «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».
В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации например, скорбь подчёркивается словами с согласным «с»: «святые, искренние слёзы»
.
Тест по стихотворению
- /8Вопрос 1 из 8
Укажите период написания произведения «Внимая ужасам войны» Н. Некрасова:
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Maria Alenko7/8
- Илья Курятников8/8
- Лара Крофт8/8
- Анна Снегина8/8
- Даша Кузнецова8/8
- Егор Совастюк7/8
- Нина Лаврова1/8