Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.

Обновлено
4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.

Обновлено

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану можно использовать на уроке литературы в 11 классе как дополнительный материал.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – кольцевая, закольцовывается выразительным словом “навзрыд”.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Тема

Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет ещё один мотив – это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стих и становится последним словом в нём, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырёхстопный ямб.

Средства выразительности

Для того чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “чёрная” и в то же время в мире человека также есть кое-что чёрное – это “чернила”.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Жанна Дронова
    6/7
  • Екатерина Родионова
    5/7
  • Мария Медведева
    7/7

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 74.


А какую оценку поставите вы?

закрыть