Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.

История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.

Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.

Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.

Метафоры “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.

Эпитеты “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.

Сравнения“Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.

Метонимия“…уголок земли”.

Аллитерация“Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

История создания

Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.

Тема

В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных” – Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.

Композиция

Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.

В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.

Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.

Жанр

Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.

Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.

Средства выразительности

Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко”, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”, “Зеленая семья”, “угрюмый их товарищ”, “могучий поздний возраст”.

Также в тексте присутствуют и метонимия: “уголок земли”, и эпитеты: “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья “, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”, “…кусты теснятся”, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “старый холостяк…”.

Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.

Тест по стихотворению

Предметы