План описания природной зоны

Знакомство с природными зонами России и мира происходит ещё в начальной школе. В дальнейшем, ученики углубляют свои знания по теме и систематизируют их. Очень часто учителя просят составить план описания природной зоны, особенно той, в которой школьник проживает, для изучения её особых характеристик.

Описание природной зоны по плану (7 класс)

Прежде чем давать развёрнутые характеристики природной зоне, в которой мы живём необходимо вспомнить все зоны, которые расположились на территории нашей страны. В России есть такие зоны, как:

  • Арктические пустыни;
  • Тундра;
  • Лесотундра;
  • Тайга;
  • Смешанные леса;
  • Широколиственные леса;
  • Лесостепи;
  • Степи;
  • Полупустыни.
  • Пустыни;
  • Субтропики.

Рис. 1. Пустыни в России (Астрахань)

Единственная зона, которой нет в России – тропическая.

Итак, определяемся, в какой природной зоне расположен населенный пункт. Далее, продумываем план. Основные его пункты должны быть следующими.

  1. Название зоны, в каком климатическом поясе находится.
  2. Значение природной зоны.
  3. Географическое расположение (можно, но не обязательно, указать, где он расположен геополитически: край, республика, область).
  4. Расположение относительно полюсов, морей, океанов, рек.
  5. Положение между меридианами и параллелями.
  6. Соседние зоны.

Далее, необходимо перейти к характеристикам.

  1. Характеристика и особенности формирования почв.
  2. Характеристика рельефа.
  3. Характеристика климата:
  • Средняя температура зимой;
  • Средняя температура летом;
  • Уровень влажности и осадков;
  1. Характеристика флоры природной зоны.
  2. Типичные представители фауны с указанием черт приспособляемости к условиям окружающей среды.

Рис. 2. Флора и фауна Широколиственных лесов

Следуя этому плану можно подробно описать природную зону населенного пункта. Можно также добавить пункт о деятельности человека. Климат, состояние почв, растительный и животный мир её обуславливают. Стоит также рассказать о том, как эта деятельность влияет на экологическую ситуацию в зоне, на общее состояние экосистемы. Таким образом, в план можно добавить такие пункты, как:

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой
  • деятельность человека (12 пункт);
  • экологическая ситуация, состояние экосистемы и способы её защиты (13 пункт).

В плане можно указать информацию о заповедниках, которые находятся в регионе, о приемах ведения безопасного для экологии производства.

Пример реализации плана

Название населённого пункта: Краснодар.

  1. Название климатической зоны: степная (умеренный климатический пояс).
  2. Значение зоны – самые благоприятные условия для занятия земледелием, растения здесь могут развиваться до 9 месяцев в году.
  3. Географическое расположение – Южная часть Восточное – Европейской равнины, Прикубанская низменность (Краснодарский край).
  4. Находится между Черным и Азовским морем, на берегу реки Кубань.
  5. Краснодар расположился между 39-ым меридианом восточной долготы и 45-ой параллелью северной широты. Он находится точно посередине между Северным полюсом и экватором.
  6. Рядом находится лесостепная зона, зона полупустынь и субтропиков.
  7. Чернозёмные почвы, богатые гумусом, также могут быть каштановые почвы, с более низким содержанием плодородного слоя
  8. Наблюдается соседство равнинного ландшафта с предгорьями и горами.
  9. Климат жаркий, засушливый. Средняя температура зимой: -15 градусов, хотя температура может опуститься и до -20, летом – +25. Влажность не высокая, летом может наблюдаться засуха.

Рис. 3. Лето в Краснодаре

  1. Типичные виды растений: ковыль, разнообразные злаки, хорошо переносящие засуху.
  2. Типичные представители фауны: мелкие животные: тушканчики, суслики, сурки.
    Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок.
  3. Распространена сельскохозяйственная деятельность: выращивание злаковых культур, бахчевых, винограда. Многие также занимаются овцеводством.
  4. Экологические проблемы степной зоны являются следствием хозяйственной деятельности человека: загрязнение почв, загрязнение рек, вытаптывание растительности скотом, распахивание целинных земель, приводящие к нарушениям в экосистеме, эрозии почвы, образование оврагов.

Что мы узнали?

Следуя плану можно легко дать характеристику природной зоне населённого пункта. Главное – помнить отличительные черты зоны.

Тест по теме

Предметы