Генетическая связь между классами веществ

Генетическая связь между классами веществ
4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 450.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 450.

Генетической связью между классами веществ называется взаимопревращение соединений, подтверждающее единство их происхождения.

Классификация

Все неорганические соединения делятся на две обширные группы:

  • простые, состоящие из одинаковых атомов;
  • сложные, состоящие из атомов разных соединений.

Простые вещества классифицируются на металлы и неметаллы.

Рис. 1. Классификация неорганических веществ.

К металлам относятся элементы I-II группы и побочные подгруппы III-VIII групп таблицы Менделеева. Это твёрдые вещества (исключение – ртуть), имеющие блеск и обладающие тепло- и электропроводностью. Примеры: натрий, кальций, железо, хром.

К неметаллам относятся газообразные, жидкие, твёрдые вещества, вступающие в реакции с металлами и между собой. Примеры: хлор, водород, сера, йод, бром.

Сложные вещества разделяются на четыре группы:

  • основные и кислотные оксиды;
  • основания;
  • кислоты;
  • соли.

Сложные вещества состоят из простых, которые могут отделяться от одного соединения и образовывать новые соединения.

Рис. 2. Примеры сложных веществ.

Наиболее сложными неорганическими соединениями являются соли, которые могут включать несколько атомов металлов и неметаллов.

Генетический ряд

Сложные соединения образуются в результате реакций веществ. При этом из более простых соединений можно получить более сложные, а из сложных – простые вещества. В этом заключается генетическая связь веществ или явление генезиса.

Учитывая химические и физические особенности простых соединений, можно проследить металлический и неметаллический путь превращений.

Активные металлы способны образовывать щёлочь или растворимое основание. Малоактивные металлы образуют нерастворимый гидроксид. В связи с этим выделяют два генетических ряда:

  • щелочной:
    Ме → основный оксид → щёлочь → соль;
  • основный:
    Ме → основный оксид → соль → нерастворимое основание → основный оксид → Ме.

Пример щелочного ряда:

K (свободный калий) → K2O → KOH (щёлочь) → KCl (соль).

Пример основного ряда:

Cu (свободная медь) → CuO → CuCl2 (соль) → Cu(OH)2 (нерастворимое основание) → CuO → Cu.

Аналогично генетические цепочки неметаллов отличаются образованием растворимой (сильной) или нерастворимой (слабой) кислоты:

  • ряд сильной кислоты:
    неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль;
  • ряд слабой кислоты:
    неметалл → кислотный оксид → соль → нерастворимая кислота → кислотный оксид → неметалл.

Пример с образованием сильной кислоты:

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4.

Пример с образованием слабой кислоты:

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.
Схема превращения веществ
Рис. 3. Схема превращения веществ.

Генетическая связь показывает, с какими соединениями способны реагировать металлы и неметаллы, и что образуется в результате этих реакций.

Заключение

Что мы узнали?

Из урока 8 класса химии узнали, что такое генетическая связь неорганических соединений. Взаимное превращение веществ называется генетической связью. Металлы и неметаллы образуют по два генетических ряда. Активные металлы образуют щёлочь, их ряд заканчивается солью. Малоактивные образуют нерастворимые основания, их ряд оканчивается образованием свободного элемента из оксида. Связи неметаллов отличаются образованием кислоты – сильной или слабой. Сильные кислоты способны растворяться и образовывать соль, слабые кислоты образуют оксид, из которого можно выделить неметалл.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Чем отличаются простые вещества от сложных?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 450.


А какая ваша оценка?

закрыть