Мотивы деятельности
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 94.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 94.
Человек ежедневно совершает множество действий. Они направлены на удовлетворение его потребностей. Когда люди чувствуют голод, они принимают пищу. Для того, чтобы согреться, мы стремимся приобрести подходящую одежду, попасть в тёплое помещение. Чтобы познать себя, человек анализирует свои поступки, ищет необходимую информацию. Эти и многие другие действия совершаются под влиянием мотивов поведения. Узнаем, что такое деятельность в обществознании, из каких компонентов она состоит, какие мотивы могут лежать в её основе.
Структура деятельности
Под деятельностью в обществознании понимается совершение человеком действий, направленных на удовлетворение его нужд путём преобразования окружающей действительности. Она состоит из определённых структурных элементов. Кратко рассмотрим каждый из них.
- Мотивы деятельности — это те побуждения, которые лежат в основе поступков человека.
- Цель — это представление людей об итоге совершаемых действий, образ будущего результата.
- Средства — это предметы, способы действий, модели поведения, приёмы, с помощью которых можно достичь цели. Примером могут быть учебники, деньги, орудия труда.
- Действия — это конкретные поступки, которые совершает человек для того, чтобы приблизиться к конечной цели.
- Результат — итог деятельности.
Структурными компонентами деятельности являются субъект и объект.
- Субъект — это лицо (или группа лиц), которое совершает действие.
- Объект — то, на что направлена деятельность. Это может быть предмет или вещь, другой человек, группа лиц.
Мотивы деятельности
Мотив — это важный элемент деятельности. Говоря простыми словами, это внутреннее желание человека совершить действие, побуждение, которое лежит в основе наших стремлений.
Существует несколько видов мотивов. Остановимся на самых распространённых из них.
- Потребность — это нужда человека в чём-либо. Она может быть биологической (например, потребность в воде, пище, отдыхе), материальной (комфорт, защищённость), социальной (труд, общение), духовной (самореализация, стремление к новым знаниям, приобщение к духовным ценностям).
- Социальные установки — образцы поведения, принятые в обществе. Например, когда подросток выбирает профессию, на него может оказать влияние семья, многие представители которой были потомственными докторами.
- Убеждения — это чёткие представления об устройстве мира, основанные на усвоенном опыте, вере, знаниях. Например, некоторые люди считают, что государство обязано им во всём оказывать помощь, отрицая при этом собственную ответственность за жизнь. Они ищут множество оправданий своему бездействию (родились в неудачное время, в небогатой семье, в неподходящей стране).
- Интересы — это внутренние предпочтения человека. Они возникают выборочно по отношению к различным явлениям, предметам или людям. Объект интереса вызывает положительные эмоции. Например, если человек заинтересован в получении новых знаний, он занимается учебной деятельностью. Тот, кого привлекает совершенствование тела, активно тренируется в спортзале.
- Влечения — это психические склонности человека, не всегда осознаваемые им. Они схожи с инстинктами животных, которые побуждают людей удовлетворять насущные потребности.
Определение цели деятельности для многих людей является затруднительным. Для того, чтобы прийти к её осознанию, нужно понимать собственные желания и потребности, прислушиваться к внутреннему голосу. В том случае, если цель ложная, навязанная извне, её достижение может быть нереальным.
Что мы узнали?
Деятельность — это активность человека, направленная на преображение действительности для удовлетворения потребностей. Её структура изучается в 8 классе. В основе действий лежат мотивы — желания, побуждения, потребности, убеждения, установки.
Тест по теме
- /10Вопрос 1 из 10
Что из списка не относится к структурным элементам деятельности?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.