Гриша Добросклонов

Такой персонаж, как Гриша Добросклонов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, появляется в эпилоге произведения совсем не случайно. Его образ – вера автора в то, что русский народ ждёт светлое будущее, что добро и правда, трудолюбие и мудрость должны победить. Это очень сильный и несомненно символичный персонаж, критики видят связь между образом этого литературного героя и Николаем Александровичем Добролюбовым.

Детство, семья, судьба героя

Детство героя прошло в бедности, его семья состояла из отца и брата. Подчёркивая крайнюю нужду и тяжелейшее состояние семьи автор говорит о том, что даже домашние животные сбежали от хозяев: “Была собака Зудушка, был кот – и те ушли…”. В семье нет хозяйства: ни коровы, ни лошади, нет собственного участка земли. Гриша с братом подрабатывают у соседей, зарабатывая на жизнь. Отец – деревенский дьячок- не заботится о детях. Он гордится сыновьями, но не способен прокормить семью: “Дьячок хвалился детками, а чем они питаются — и думать позабыл”. Он сам был вечно голоден…” Кроме того, он не гнушается выпить рюмку-другую: в поэме описана сцена, как дети ведут домой своего пьяного отца. Мать Гриши рано умерла, автор подчёркивает, что её судьба была нелегка, голод и нищета свели женщину со свету: “Его хозяйка Домнушка была куда заботлива, зато и долговечности Бог не дал ей”. Она очень любила детей, особенно младшенького – Гришеньку.

Учёба в семинарии даётся Грише легко, он необыкновенно умён и талантлив. Тяжело для юноши выдерживать голод и неустроенный быт в семинарии: “Где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно”. Эконом заведения лишает учеников куска хлеба, они ведут такое же нищенское существование, как и дома: “Григорий в семинарии в час ночи просыпается и уж потом до солнышка не спит – ждет жадно ситника, который выдавался им со сбитнем по утрам..”.

Внешность героя

Грише около 15 лет, на это указывает то, что он учится в семинарии. Автор называет героя, то “мальчиком”, то “юношей”. Если бы не голод, то Григорий был бы крепким сильным молодым человеком. Но не смотря на “кость широкую”, его лицо “исхудалое” от постоянного недоедания. Это лишь немногое, что известно о внешности героя, в поэме нет подробного описания его лица и фигуры. Этим автор подчёркивает типичность, народность своего персонажа, которому суждено стать народным заступником.

Значение образа Гриши Добросклонова в поэме

Образ искреннего открытого умного крестьянина, который отмечен “даром Божьим” вести за собой других стал итогом всей поэмы. Явная параллель с прототипом – писателем, критиком, революционером Николаем Добролюбовым – прослеживается в образе главного героя. Он необычайно умён, скромен и чист душой. Его выбор – служить людям, нести им мудрость и просвещение. Потеря матери для Добролюбова стала такой же тяжёлой утратой, как и для главного героя (родина и мать слились воедино в мировоззрении Григория Добросклонова).

Добросклонов, как и критик, революционер, просто он ещё недостаточно зрел. Даже некоторые биографические моменты показывают на явное совпадение Гриши с прототипом. Гриша “краснел, как красна девушка”. Добролюбов был так же скромен и красив, его знакомые часто отмечали сходство молодого человека с “красна девушкой” (у критика было симпатичное, нежное лицо, тонкие черты – это сходство с матерью). Будущее, которое, по мнению автора, ждёт таких, как Григорий – “чахотка и тюрьма”. Великий критик отчаянно боролся с туберкулёзом и умер в 25 лет.

Образ Добросклонова – человека, который выбрал тяжёлый путь – служение народу, заступничество за обиженных, неграмотных, но самых родных людей – это образ рождающего революционера. Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” позволяет сделать вывод о том, что рождение гениев из простого народа неминуемо влечёт перемены во всей русской реальности. Уклад, существующий в современной автору России, устарел и изжил себя, крепостничество, голод, нищета и чудовищная несправедливость должны смениться равенством, правдой и одинаковыми возможностями для всех людей, не зависимо от их происхождения.

В нашей статье вы найдёте цитаты Гриша Добросклонов и характеристику образа главного героя поэмы.

Предметы