Характеристика Ивана Бездомного

Характеристика Ивана Бездомного

Одним из ключевых героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иван Бездомный — молодой поэт, ставший одной из жертв Воланда и его свиты. Знакомство с сатаной и мастером полностью переворачивает мировоззрение героя, который впоследствии начинает совершенно иную жизнь. Характеристика Ивана Бездомного позволяет лучше понять, какие силы участвуют в регулировании Добра и Зла, какую роль в этом процессе играет Воланд. Кроме того, история молодого поэта служит примером нравственного поиска, в ходе которого происходит развитие души человека.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — Иван Николаевич Бездомный (Понырев).

Возраст — 23 года.

Род занятий — поэт.

Семья — в конце произведения женится.

Социальное положение — служащий.

Происхождение — родом из простой рабочей семьи.

Воспитание — характерное для представителей рабочего класса.

Образование — образование весьма посредственное,

Внешность — высокий, крепкий, зеленоглазый молодой человек с рыжеватыми волосами.

Характер — самоуверенный, грубый, малообразованный, добрый, дерзкий, невоспитанный, доверчивый, наивный.

Положительные черты — волевой, целеустремленный, энергичный, жалостливый, чувствительный, добрый.

Отрицательные черты — невежественный, невоспитанный, грубый, дерзкий.

Произведение — «Мастер и Маргарита».

Автор — Михаил Афанасьевич Булгаков.

Цитатная характеристика

Описание образа Ивана Бездомного с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ивана Бездомного основан на том, что он является молодым пролетарским поэтом.

«— Профессия?
— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван».
Источник: Часть 1, Глава 13

«…молодой спутник его — поэт…»

Источник: Часть 1, Глава 1

«Иван Николаевич Бездомный — известнейший поэт…»

Источник: Часть 1, Глава 5

«— Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? — здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта».

Источник: Часть 1, Глава 1

Бездомный — литературный псевдоним. Настоящее имя героя — Иван Николаевич Понырев.

«…молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный».

Источник: Часть 1, Глава 1

Как и большинство известных поэтов и писателей, Бездомный является членом профсоюза литераторов.

«— Член профсоюза?
— Да».
Источник: Часть 1, Глава 6

Поэт Бездомный — член крупнейшего литературного общества МАССОЛИТ.

«…исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался…»

Источник: Часть 1, Глава 4

«Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного…»

Источник: Часть 1, Глава 11

В начале произведения Бездомный — холостяк, который позже обзаводится семьей.

«— Женат он?
— Холост…»
Источник: Часть 1, Глава 6

«Его жена притворяется, что не замечает его состояния…»

Источник: Эпилог

Иван Бездомный становится, образно говоря, учеником мастера.

«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»

Источник: Часть 2, Глава 30

Иван Бездомный бросает писать стихи, получает высшее образование и становится профессором истории и философии.

«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».

Источник: Эпилог

«…над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем…»

Источник: Эпилог

«И возвращается домой профессор…»

Источник: Эпилог

«Будит ученого…»

Источник: Эпилог

Внешность

Портретная характеристика Ивана Бездомного основана на том, что в начале романа он является молодым человеком, ему 23 года.

«…молодой спутник его — поэт…»

Источник: Часть 1, Глава 1

«— Мне двадцать три года, — возбужденно заговорил Иван…»

Источник: Часть 1, Глава 6

Бездомный — крепкий, широкоплечий молодой человек.

«Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».

Источник: Часть 1, Глава 1

У Бездомного рыжеватого цвета волосы.

«…рыжеватый, вихрастый молодой человек…»

Источник: Часть 1, Глава 1

У Ивана глаза зелёного цвета.

«…уставив на него свои бойкие зеленые глаза…»

Источник: Часть 1, Глава 1

Бездомный носит клетчатую рубашку, белые брюки и клетчатую кепку.

«…молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».

Источник: Часть 1, Глава 1

В попытке поймать Воланда Бездомный, лишившийся своей одежды, вынужден передвигаться по Москве в одних кальсонах. Все его попытки придать кальсонам вид летних брюк остаются безуспешными.

«Иван оборвал пуговицы с кальсон там, где те застегивались у щиколотки, в расчете на то, что, может быть, в таком виде они сойдут за летние брюки…»

Источник: Часть 1, Глава 4

«…пристанут к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки».

Источник: Часть 1, Глава 4

Внешний вид босого Ивана, преследующего Воланда, пугает окружающих. Никто не сомневается, что поэт сошёл с ума.

«Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свежеизодрана».

Источник: Часть 1, Глава 5

В конце произведения герою около тридцати лет.

«…человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек».

Источник: Эпилог

Черты характера и поступки

Иван Бездомный пишет стихи не по вдохновению, а на заказ, согласно основным задачам правящей партии. Так, его последним заказом стала антирелигиозная поэма об Иисусе Христе.

«Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил».

Источник: Часть 1, Глава 1

Желая угодить заказчику, Бездомный рисует отрицательный образ Христа.

«…трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».

Источник: Часть 1, Глава 1

Бездомный совершенно не знаком с историей христианства.

«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича…»

Источник: Часть 1, Глава 1

Молодой поэт привык выражаться ёмкими, выразительными фразами.

«— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально».

Источник: Часть 1, Глава 1

Иван Бездомный способен сочувствовать, сострадать чужому горю.

«…молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему…»

Источник: Часть 1, Глава 13

Иван Бездомный способен держать данное им слово.

«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду…»

Источник: Часть 2, Глава 30

Будучи представителем пролетариата, Бездомный презрительно относится к интеллигенции, но признаёт, что среди интеллигентов встречаются толковые люди.

«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»

Источник: Часть 1, Глава 8

Иван Бездомный является убеждённым атеистом. Он не верит ни в бога, ни в дьявола.

«— Да, мы — атеисты, — улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал…»

Источник: Часть 1, Глава 1

«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»

Источник: О Воланде, Часть 1, Глава 13

«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»

Источник: Воланд, Часть 2, Глава 24

Бездомный имеет вредные привычки: он курит и любит выпить.

«— Вы хотите курить, как я вижу? — неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, — вы какие предпочитаете?..
— Ну, «Нашу марку», — злобно ответил Бездомный».
Источник: Часть 1, Глава 1
«— Сильно пил? — сквозь зубы спросил доктор.
— Нет, выпивал, но не так, чтобы уж…»
Источник: Часть 1, Глава 6

«А тут еще алкоголизм…»

Источник: Часть 1, Глава 6

Бездомный — впечатлительный молодой человек. Смерть Берлиоза потрясает его восприимчивую психику.

«Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова подскакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови».

Источник: Часть 1, Глава 4

«Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».

Источник: Часть 1, Глава 13

Знакомство с дьяволом и внезапная смерть Берлиоза становятся причиной того, что Бездомный попадает в психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения».

«— Доктор, — шепотом спросил потрясенный Рюхин, — он, значит, действительно болен?
— О да, — ответил врач… — Двигательное и речевое возбуждение… бредовые интерпретации… случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать».
Источник: Часть 1, Глава 6

«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице…»

Источник: Часть 1, Глава 13

«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться!»

Источник: Часть 1, Глава 13

Поэт Бездомный, будучи пациентом психиатрической клиники, лежит в одиночной палате № 117 по соседству с мастером.

«Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, — распорядился врач».

Источник: Часть 1, Глава 6

«Дверь Иванушкиной комнаты № 117-й отворилась…»

Источник: Часть 2, Глава 27

«…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер…»

Источник: Часть 1, Глава 15

Бездомный становится одной из первых жертв Воланда из-за своего хамского поведения, но получает наименее суровое наказание.

«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал…»

Источник: Часть 1, Глава 13

«…вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».

Источник: Часть 1, Глава 13

В психиатрической лечебнице Бездомный резко меняет отношение к собственному творчеству. Стихи, которыми ещё недавно он так гордился, теперь вызывают у него отвращение. Он даёт себе слово больше не писать откровенно плохих стихов.

«— Поэт, — мрачно ответил Иван и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, вспомнившиеся ему тут же собственные стихи показались почему-то неприятными».

Источник: Часть 1, Глава 8
«Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван».
Источник: Часть 1, Глава 13
«— Нет, — тихо ответил Иван, — я больше стихов писать не буду.
Следователь вежливо усмехнулся, позволил себе выразить уверенность в том, что поэт сейчас в состоянии некоторой депрессии, но что скоро это пройдет.
— Нет, — отозвался Иван, глядя не на следователя, а вдаль, на гаснущий небосклон, — это у меня никогда не пройдет. Стихи, которые я писал, — плохие стихи, и я теперь это понял».
Источник: Часть 2, Глава 27

«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду».

Источник: Часть 2, Глава 30

В психиатрической клинике происходит полное переосмысление жизненных ценностей Бездомного. Его уже не волнуют былые проблемы и тревоги, он находит новый смысл своей жизни.

«…Иванушка совершенно изменился за то время, что прошло с момента гибели Берлиоза. Он был готов охотно и вежливо отвечать на все вопросы следователя, но равнодушие чувствовалось и во взгляде Ивана, и в его интонациях. Поэта больше не трогала судьба Берлиоза».

Источник: Часть 2, Глава 27

«Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял».

Источник: Часть 2, Глава 30

Знакомство с нечистой силой навсегда оставило глубокий след на психике героя. Каждый год в весеннее полнолуние он становится беспокойным, тревожным, в состоянии возбуждения он бродит по московским улочкам.

«Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит, и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома».

Источник: эпилог

«Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием».

Источник: Эпилог

«Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки».

Источник: Эпилог

После странной прогулки в полнолуние герой возвращается домой совершенно больным человеком. Ему навязчиво снится один и тот же кошмар, который исчезает лишь под воздействием успокаивающего укола.

И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны».
Источник: Эпилог

Воспитание

Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.

«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!»

Источник: Часть 1, Глава 13
«…ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
Источник: Часть 1, Глава 13
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Источник: Часть 1, Глава 13

Бездомный не знает, кем был и когда жил Кант.

«—Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».

Источник: Часть 1, Глава 1

Бездомный дурно воспитан и с незнакомыми людьми способен вести себя весьма вызывающе.

«Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато…»

Источник: Часть 1, Глава 13

После знакомства с Воландом и мастером Иван Бездомный поступает в университет, с головой погружается в науку.

«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».

Источник: эпилог

«И возвращается домой профессор…»

Источник: эпилог

«Будит ученого…»

Источник: эпилог

Характеристика Ивана Бездомного другими героями

Мастер

Мастер считает, что Иван Бездомный ведёт себя слишком дерзко и развязно. По этой причине он стал жертвой Воланда.

«Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
— Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».
Источник: Часть 1, Глава 13

Мастер удивляется упорству Бездомного, который не хочет признавать очевидный факт — дьявол существует, и именно по этой причине он оказался в психбольнице.

«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал. Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»

Источник: Часть 1, Глава 13

Наблюдательный мастер сразу понимает, что Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.

«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!.. Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
Источник: Часть 1, Глава 13
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Источник: Часть 1, Глава 13

Мастер понимает, что Бездомный сошёл с ума в результате близкого знакомства с Воландом. Помешательство стало возможным из-за большой впечатлительности поэта.

«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».

Источник: Часть 1, Глава 13

Общение с мастером не проходит бесследно для Ивана Бездомного, который многое понял благодаря их встрече.

«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»

Источник: Часть 2, Глава 30

Подробная характеристика Мастера.

Воланд

Иван Бездомный — убеждённый атеист, который не верит ни в бога, ни в дьявола.

«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»

Источник: Часть 2, Глава 24

Подробная характеристика Воланда.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ивана Бездомного вместе!

Биография

Иван Бездомный (настоящее имя — Иван Николаевич Понырев) — 23-летний герой романа Булгакова, который, несмотря на молодость, является знаменитым поэтом. Благодаря своим пролетарским взглядам и происхождению принадлежит к московской литературной элите: состоит в профсоюзе и в крупнейшей столичной литературной организации МАССОЛИТ, его стихи регулярно публикуются в «Литературной газете».

Иван Бездомный пишет стихи на заказ, в соответствии с линией партии. Его последней работой становится антирелигиозная поэма об Иисусе Христе. Однако Бездомному не удаётся выполнить задание редактора Берлиоза — Иисус в его исполнении получился хоть и отрицательным, но весьма реалистичным персонажем. В ходе разговора с Берлиозом выясняется, что Бездомный — глубоко невежественный человек с большими пробелами в знаниях.

Иван Бездомный и Берлиоз становятся первыми москвичами, которым довелось встретиться с Воландом. В отличие от редактора, Бездомный после этой встречи остаётся в живых, но сходит с ума от всего пережитого. В возбуждённом состоянии Иван попадает в психиатрическую лечебницу, где ему ставят диагноз «шизофрения».

В психбольнице Бездомный знакомится с пациентом клиники, мастером, который рассказывает ему свою историю. Знакомство с писателем полностью меняет мировоззрение Ивана. Он понимает, что его стихи — чудовищно бездарны, а сам он бессмысленно проживает свою жизнь. Иван обещает мастеру больше не писать стихи, и ему удаётся сдержать свое обещание.

Спустя примерно семь лет после судьбоносных встреч с Воландом и мастером Иван Николаевич предстаёт профессором, учёным-историком, сотрудником Института истории и философии. Раз в год, во время весеннего полнолуния, герой впадает в сильное беспокойство, его душу начинают терзать смутные воспоминания. Влекомый неведомой силой, он идёт на Патриаршие пруды, гуляет по арбатским улочкам, а после возвращается домой, где ему каждый год снится один и тот же кошмар. Больной профессор успокаивается лишь после укола, который ему делает заботливая жена.

Образ Ивана Бездомного

Иван Бездомный — один из второстепенных, но важных персонажей романа «Мастер и Маргарита», чей образ дан в постоянном развитии.

В начале произведения Иван Бездомный предстаёт самоуверенным, грубоватым молодым человеком, уже успевшим вкусить славу. Будучи поэтом, он пишет стихи на заказ, подстраивая своё «творчество» под идеологию партии. Иван Бездомный весьма продуктивен: он пишет заказные стихи очень быстро, особенно не задумываясь над смыслом и содержанием — главное, чтобы их одобрил редактор. Неудивительно, что все произведения Бездомного лицемерны, пусты и откровенно бездарны. Но благодаря тому что пишет на «правильные» темы, он является весьма успешным поэтом.

С самого начала Иван Бездомный поражает своим невежеством, низким уровнем грамотности и культуры. Он не знаком даже с основами истории, религии, философии. Иван любит яркие фигуральные выражения, которые, по его мнению, способны произвести впечатление на собеседника, но на деле его речь сразу указывает на малообразованность и наивность. С незнакомым иностранным профессором Воландом Иван ведёт себя развязно и дерзко, что указывает на недостатки в воспитании.

Как и большинство советских людей, Бездомный — атеист, который не верит в существование бога или дьявола. Однако атеизм героя происходит не из его личных убеждений об устройстве мироздания, а является подражанием той идее, что была популярна в обществе в те времена.

Кардинальная перемена Ивана Бездомного происходит в психиатрической клинике, где, под влиянием мастера, он полностью пересматривает свои жизненные принципы. Он понимает, что стихи его безобразны, бездарны и он занимается никому не нужной, бесполезной халтурой. Бездомный принимает существование более тонкого мира, недоступного простому смертному.

При всей своей поверхностной, неглубокой натуре Иван Бездомный имеет в себе силы не только признать собственные ошибки, но и исправить их. Из психиатрической лечебницы он выходит совершенно другим человеком. Впоследствии герой получает образование, посвящает себя науке, становится сотрудником Института истории и философии.

5 фактов об Иване Бездомном

  • Автор наделяет поэта звучным псевдонимом «Бездомный» согласно моде, которая царила в среде советских литераторов в 20–30-х годах ХХ века. Такой псевдоним красноречиво указывает на то, что поэт имеет простое происхождение, является выходцем из народа, далёк от богемной жизни.
  • Работая над этим персонажем, Булгаков рассматривал несколько псевдонимов: Иванушка Безродный, Антоша Безродный, Иванушка Попов, Палашов, Покинутый.
  • На роль прототипа поэта Бездомного претендуют сразу несколько исторических персонажей: советские поэты Демьян Бедный, Иван Приблудный, Александр Безыменский.
  • Иван Бездомный становится одной из первых жертв Воланда в Москве.
  • После перенесённых душевных переживаний герой раз в год в весеннее полнолуние страдает приступом острой тревожности. Успокоить его может только укол морфия (жидкость «густого чайного цвета»), который вводит заботливая супруга — в первой половине ХХ века это было популярное обезболивающее и успокаивающее средство.
Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских -

Главные герои «Мастер и Маргарита»

Вывод

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ молодого поэта Ивана Бездомного олицетворяет собой человека, избравшего путь духовного поиска и нравственного развития. Пережив сильнейший эмоциональный шок и страдания, герой очищается от скверны и выбирает иную, правильную жизнь.

Автор видит роль героя в том, чтобы показать всю важность сознательного нравственного выбора человека. Иван Бездомный становится, пожалуй, единственным героем романа, чья жизнь после встречи с Воландом меняется в лучшую сторону, пусть и не сразу. Цитатная характеристика образа Бездомного позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    Кем в начале романа был Иван Бездомный?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!
закрыть