Характеристика Ивана Бездомного
Одним из ключевых героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иван Бездомный — молодой поэт, ставший одной из жертв Воланда и его свиты. Знакомство с сатаной и мастером полностью переворачивает мировоззрение героя, который впоследствии начинает совершенно иную жизнь. Характеристика Ивана Бездомного позволяет лучше понять, какие силы участвуют в регулировании Добра и Зла, какую роль в этом процессе играет Воланд. Кроме того, история молодого поэта служит примером нравственного поиска, в ходе которого происходит развитие души человека.
Краткая характеристика
Полное имя — Иван Николаевич Бездомный (Понырев).
Возраст — 23 года.
Род занятий — поэт.
Семья — в конце произведения женится.
Социальное положение — служащий.
Происхождение — родом из простой рабочей семьи.
Воспитание — характерное для представителей рабочего класса.
Образование — образование весьма посредственное,
Внешность — высокий, крепкий, зеленоглазый молодой человек с рыжеватыми волосами.
Характер — самоуверенный, грубый, малообразованный, добрый, дерзкий, невоспитанный, доверчивый, наивный.
Положительные черты — волевой, целеустремленный, энергичный, жалостливый, чувствительный, добрый.
Отрицательные черты — невежественный, невоспитанный, грубый, дерзкий.
Произведение — «Мастер и Маргарита».
Автор — Михаил Афанасьевич Булгаков.
Цитатная характеристика
Описание образа Ивана Бездомного с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Ивана Бездомного основан на том, что он является молодым пролетарским поэтом.
«— Профессия?Источник: Часть 1, Глава 13
— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван».
«…молодой спутник его — поэт…»
«Иван Николаевич Бездомный — известнейший поэт…»
«— Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? — здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта».
Бездомный — литературный псевдоним. Настоящее имя героя — Иван Николаевич Понырев.
«…молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный».
Как и большинство известных поэтов и писателей, Бездомный является членом профсоюза литераторов.
«— Член профсоюза?Источник: Часть 1, Глава 6
— Да».
Поэт Бездомный — член крупнейшего литературного общества МАССОЛИТ.
«…исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался…»
«Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного…»
В начале произведения Бездомный — холостяк, который позже обзаводится семьей.
«— Женат он?Источник: Часть 1, Глава 6
— Холост…»
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния…»
Иван Бездомный становится, образно говоря, учеником мастера.
«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»
Иван Бездомный бросает писать стихи, получает высшее образование и становится профессором истории и философии.
«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».
«…над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем…»
«И возвращается домой профессор…»
«Будит ученого…»
Внешность
Портретная характеристика Ивана Бездомного основана на том, что в начале романа он является молодым человеком, ему 23 года.
«…молодой спутник его — поэт…»
«— Мне двадцать три года, — возбужденно заговорил Иван…»
Бездомный — крепкий, широкоплечий молодой человек.
«Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
У Бездомного рыжеватого цвета волосы.
«…рыжеватый, вихрастый молодой человек…»
У Ивана глаза зелёного цвета.
«…уставив на него свои бойкие зеленые глаза…»
Бездомный носит клетчатую рубашку, белые брюки и клетчатую кепку.
«…молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
В попытке поймать Воланда Бездомный, лишившийся своей одежды, вынужден передвигаться по Москве в одних кальсонах. Все его попытки придать кальсонам вид летних брюк остаются безуспешными.
«Иван оборвал пуговицы с кальсон там, где те застегивались у щиколотки, в расчете на то, что, может быть, в таком виде они сойдут за летние брюки…»
«…пристанут к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки».
Внешний вид босого Ивана, преследующего Воланда, пугает окружающих. Никто не сомневается, что поэт сошёл с ума.
«Он был бос, в разодранной беловатой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изображением неизвестного святого, и в полосатых белых кальсонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчальную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свежеизодрана».
В конце произведения герою около тридцати лет.
«…человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек».
Черты характера и поступки
Иван Бездомный пишет стихи не по вдохновению, а на заказ, согласно основным задачам правящей партии. Так, его последним заказом стала антирелигиозная поэма об Иисусе Христе.
«Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил».
Желая угодить заказчику, Бездомный рисует отрицательный образ Христа.
«…трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича — изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, — но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».
Бездомный совершенно не знаком с историей христианства.
«Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича…»
Молодой поэт привык выражаться ёмкими, выразительными фразами.
«— На все сто! — подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально».
Иван Бездомный способен сочувствовать, сострадать чужому горю.
«…молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему…»
Иван Бездомный способен держать данное им слово.
«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду…»
Будучи представителем пролетариата, Бездомный презрительно относится к интеллигенции, но признаёт, что среди интеллигентов встречаются толковые люди.
«Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные. Этого отрицать нельзя!»
Иван Бездомный является убеждённым атеистом. Он не верит ни в бога, ни в дьявола.
«— Да, мы — атеисты, — улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал…»
«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»
«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»
Бездомный имеет вредные привычки: он курит и любит выпить.
«— Вы хотите курить, как я вижу? — неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, — вы какие предпочитаете?..Источник: Часть 1, Глава 1
— Ну, «Нашу марку», — злобно ответил Бездомный».
«— Сильно пил? — сквозь зубы спросил доктор.Источник: Часть 1, Глава 6
— Нет, выпивал, но не так, чтобы уж…»
«А тут еще алкоголизм…»
Бездомный — впечатлительный молодой человек. Смерть Берлиоза потрясает его восприимчивую психику.
«Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова подскакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови».
«Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».
Знакомство с дьяволом и внезапная смерть Берлиоза становятся причиной того, что Бездомный попадает в психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения».
«— Доктор, — шепотом спросил потрясенный Рюхин, — он, значит, действительно болен?Источник: Часть 1, Глава 6
— О да, — ответил врач… — Двигательное и речевое возбуждение… бредовые интерпретации… случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать».
«Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице…»
«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться!»
Поэт Бездомный, будучи пациентом психиатрической клиники, лежит в одиночной палате № 117 по соседству с мастером.
«Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, — распорядился врач».
«Дверь Иванушкиной комнаты № 117-й отворилась…»
«…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер…»
Бездомный становится одной из первых жертв Воланда из-за своего хамского поведения, но получает наименее суровое наказание.
«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал…»
«…вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».
В психиатрической лечебнице Бездомный резко меняет отношение к собственному творчеству. Стихи, которыми ещё недавно он так гордился, теперь вызывают у него отвращение. Он даёт себе слово больше не писать откровенно плохих стихов.
«— Поэт, — мрачно ответил Иван и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, вспомнившиеся ему тут же собственные стихи показались почему-то неприятными».
«Хороши ваши стихи, скажите сами?Источник: Часть 1, Глава 13
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван».
«— Нет, — тихо ответил Иван, — я больше стихов писать не буду.Источник: Часть 2, Глава 27
Следователь вежливо усмехнулся, позволил себе выразить уверенность в том, что поэт сейчас в состоянии некоторой депрессии, но что скоро это пройдет.
— Нет, — отозвался Иван, глядя не на следователя, а вдаль, на гаснущий небосклон, — это у меня никогда не пройдет. Стихи, которые я писал, — плохие стихи, и я теперь это понял».
«Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду».
В психиатрической клинике происходит полное переосмысление жизненных ценностей Бездомного. Его уже не волнуют былые проблемы и тревоги, он находит новый смысл своей жизни.
«…Иванушка совершенно изменился за то время, что прошло с момента гибели Берлиоза. Он был готов охотно и вежливо отвечать на все вопросы следователя, но равнодушие чувствовалось и во взгляде Ивана, и в его интонациях. Поэта больше не трогала судьба Берлиоза».
«Меня другое теперь интересует, — Иванушка улыбнулся и безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера, — я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял».
Знакомство с нечистой силой навсегда оставило глубокий след на психике героя. Каждый год в весеннее полнолуние он становится беспокойным, тревожным, в состоянии возбуждения он бродит по московским улочкам.
«Не может он совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит, и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома».
«Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием».
«Час или два проводит так Иван Николаевич. Затем снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки».
После странной прогулки в полнолуние герой возвращается домой совершенно больным человеком. Ему навязчиво снится один и тот же кошмар, который исчезает лишь под воздействием успокаивающего укола.
И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета.Источник: Эпилог
Бедная женщина, связанная с тяжко больным, теперь свободна и без опасений может заснуть. Иван Николаевич теперь будет спать до утра со счастливым лицом и видеть неизвестные ей, но какие-то возвышенные и счастливые сны».
Воспитание
Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.
«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!»
«…ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?Источник: Часть 1, Глава 13
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?Источник: Часть 1, Глава 13
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Бездомный не знает, кем был и когда жил Кант.
«—Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич».
Бездомный дурно воспитан и с незнакомыми людьми способен вести себя весьма вызывающе.
«Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато…»
После знакомства с Воландом и мастером Иван Бездомный поступает в университет, с головой погружается в науку.
«Это — сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев».
«И возвращается домой профессор…»
«Будит ученого…»
Характеристика Ивана Бездомного другими героями
Мастер
Мастер считает, что Иван Бездомный ведёт себя слишком дерзко и развязно. По этой причине он стал жертвой Воланда.
«Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:Источник: Часть 1, Глава 13
— Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать «спасибо», что все это обошлось вам сравнительно дешево».
Мастер удивляется упорству Бездомного, который не хочет признавать очевидный факт — дьявол существует, и именно по этой причине он оказался в психбольнице.
«Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал. Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»
Наблюдательный мастер сразу понимает, что Иван Бездомный является глубоко невежественным человеком.
«Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал!.. Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?Источник: Часть 1, Глава 13
— Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван».
«Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?Источник: Часть 1, Глава 13
Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту…
— Ну вот, ну вот… неудивительно!»
Мастер понимает, что Бездомный сошёл с ума в результате близкого знакомства с Воландом. Помешательство стало возможным из-за большой впечатлительности поэта.
«И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс — и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва».
Общение с мастером не проходит бесследно для Ивана Бездомного, который многое понял благодаря их встрече.
«— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер…»
Подробная характеристика Мастера.
Воланд
Иван Бездомный — убеждённый атеист, который не верит ни в бога, ни в дьявола.
«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»
Подробная характеристика Воланда.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Ивана Бездомного вместе!
Биография
Иван Бездомный (настоящее имя — Иван Николаевич Понырев) — 23-летний герой романа Булгакова, который, несмотря на молодость, является знаменитым поэтом. Благодаря своим пролетарским взглядам и происхождению принадлежит к московской литературной элите: состоит в профсоюзе и в крупнейшей столичной литературной организации МАССОЛИТ, его стихи регулярно публикуются в «Литературной газете».
Иван Бездомный пишет стихи на заказ, в соответствии с линией партии. Его последней работой становится антирелигиозная поэма об Иисусе Христе. Однако Бездомному не удаётся выполнить задание редактора Берлиоза — Иисус в его исполнении получился хоть и отрицательным, но весьма реалистичным персонажем. В ходе разговора с Берлиозом выясняется, что Бездомный — глубоко невежественный человек с большими пробелами в знаниях.
Иван Бездомный и Берлиоз становятся первыми москвичами, которым довелось встретиться с Воландом. В отличие от редактора, Бездомный после этой встречи остаётся в живых, но сходит с ума от всего пережитого. В возбуждённом состоянии Иван попадает в психиатрическую лечебницу, где ему ставят диагноз «шизофрения».
В психбольнице Бездомный знакомится с пациентом клиники, мастером, который рассказывает ему свою историю. Знакомство с писателем полностью меняет мировоззрение Ивана. Он понимает, что его стихи — чудовищно бездарны, а сам он бессмысленно проживает свою жизнь. Иван обещает мастеру больше не писать стихи, и ему удаётся сдержать свое обещание.
Спустя примерно семь лет после судьбоносных встреч с Воландом и мастером Иван Николаевич предстаёт профессором, учёным-историком, сотрудником Института истории и философии. Раз в год, во время весеннего полнолуния, герой впадает в сильное беспокойство, его душу начинают терзать смутные воспоминания. Влекомый неведомой силой, он идёт на Патриаршие пруды, гуляет по арбатским улочкам, а после возвращается домой, где ему каждый год снится один и тот же кошмар. Больной профессор успокаивается лишь после укола, который ему делает заботливая жена.
Образ Ивана Бездомного
Иван Бездомный — один из второстепенных, но важных персонажей романа «Мастер и Маргарита», чей образ дан в постоянном развитии.
В начале произведения Иван Бездомный предстаёт самоуверенным, грубоватым молодым человеком, уже успевшим вкусить славу. Будучи поэтом, он пишет стихи на заказ, подстраивая своё «творчество» под идеологию партии. Иван Бездомный весьма продуктивен: он пишет заказные стихи очень быстро, особенно не задумываясь над смыслом и содержанием — главное, чтобы их одобрил редактор. Неудивительно, что все произведения Бездомного лицемерны, пусты и откровенно бездарны. Но благодаря тому что пишет на «правильные» темы, он является весьма успешным поэтом.
С самого начала Иван Бездомный поражает своим невежеством, низким уровнем грамотности и культуры. Он не знаком даже с основами истории, религии, философии. Иван любит яркие фигуральные выражения, которые, по его мнению, способны произвести впечатление на собеседника, но на деле его речь сразу указывает на малообразованность и наивность. С незнакомым иностранным профессором Воландом Иван ведёт себя развязно и дерзко, что указывает на недостатки в воспитании.
Как и большинство советских людей, Бездомный — атеист, который не верит в существование бога или дьявола. Однако атеизм героя происходит не из его личных убеждений об устройстве мироздания, а является подражанием той идее, что была популярна в обществе в те времена.
Кардинальная перемена Ивана Бездомного происходит в психиатрической клинике, где, под влиянием мастера, он полностью пересматривает свои жизненные принципы. Он понимает, что стихи его безобразны, бездарны и он занимается никому не нужной, бесполезной халтурой. Бездомный принимает существование более тонкого мира, недоступного простому смертному.
При всей своей поверхностной, неглубокой натуре Иван Бездомный имеет в себе силы не только признать собственные ошибки, но и исправить их. Из психиатрической лечебницы он выходит совершенно другим человеком. Впоследствии герой получает образование, посвящает себя науке, становится сотрудником Института истории и философии.
5 фактов об Иване Бездомном
- Автор наделяет поэта звучным псевдонимом «Бездомный» согласно моде, которая царила в среде советских литераторов в 20–30-х годах ХХ века. Такой псевдоним красноречиво указывает на то, что поэт имеет простое происхождение, является выходцем из народа, далёк от богемной жизни.
- Работая над этим персонажем, Булгаков рассматривал несколько псевдонимов: Иванушка Безродный, Антоша Безродный, Иванушка Попов, Палашов, Покинутый.
- На роль прототипа поэта Бездомного претендуют сразу несколько исторических персонажей: советские поэты Демьян Бедный, Иван Приблудный, Александр Безыменский.
- Иван Бездомный становится одной из первых жертв Воланда в Москве.
- После перенесённых душевных переживаний герой раз в год в весеннее полнолуние страдает приступом острой тревожности. Успокоить его может только укол морфия (жидкость «густого чайного цвета»), который вводит заботливая супруга — в первой половине ХХ века это было популярное обезболивающее и успокаивающее средство.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»для самых компанейских -
Главные герои «Мастер и Маргарита»для самых занятых -
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»Вывод
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ молодого поэта Ивана Бездомного олицетворяет собой человека, избравшего путь духовного поиска и нравственного развития. Пережив сильнейший эмоциональный шок и страдания, герой очищается от скверны и выбирает иную, правильную жизнь.
Автор видит роль героя в том, чтобы показать всю важность сознательного нравственного выбора человека. Иван Бездомный становится, пожалуй, единственным героем романа, чья жизнь после встречи с Воландом меняется в лучшую сторону, пусть и не сразу. Цитатная характеристика образа Бездомного позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение.
Тест
- /10Вопрос 1 из 10
Кем в начале романа был Иван Бездомный?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.