Характеристика Пискарева

Характеристика  Пискарева
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет.

Краткая характеристика

Полное имя — не указано, фамилия Пискарев.

Возраст — не указано, молодой человек.

Род занятий — художник.

Семья — отсутствует, одинокий молодой человек.

Социальное положение — мещанин.

Происхождение — родом из простой бедной семьи.

Воспитание — традиционное для его сословия.

Образование — традиционное для его сословия.

Внешность — не указано.

Характер — добрый, наивный, романтичный, робкий, мечтательный, кроткий, застенчивый, честный, трудолюбивый, ранимый, чувствительный.

Положительные черты — романтичный, нежный, доверчивый, прямодушный, честный, решительный, трудолюбивый.

Отрицательные черты — робкий, слабохарактерный, ранимый.

Произведение — «Невский проспект».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Одним из главных героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» является бедный петербургский художник Пискарев. Это скромный, тихий, неприметный человек, предпочитающий жить в своих фантазиях, а реальный мир пугает и угнетает его.

Характеристика Пискарева позволяет понять, насколько сложно слабым, добрым, мягким людям жить по правилам суровой действительности. Им проще полностью погрузиться в свой выдуманный мир, чем смириться с жестокостью и несправедливостью окружающего мира.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Пискарева основан на том, что он является художником, живущим в Петербурге.

«Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру. Это исключительное сословие очень необыкновенно в том городе, где все или чиновники, или купцы, или мастеровые немцы. Это был художник. Не правда ли, странное явление?

Художник петербургский!».

Пискарев – талантливый художник, подающий большие надежды.

«…носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко».

Пискарев – человек бедный.

« – Правда, я беден, – сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев…».

Пискарев много времени уделяет любимой работе.

«Он вечно зазовет к себе какую-нибудь нищую старуху и заставит ее просидеть битых часов шесть, с тем, чтобы перевести на полотно ее жалкую, бесчувственную мину. Он рисует перспективу своей комнаты, в которой является всякий художественный вздор: гипсовые руки и ноги, сделавшиеся кофейными от времени и пыли, изломанные живописные станки, опрокинутая палитра, приятель, играющий на гитаре, стены, запачканные красками, с растворенным окном, сквозь которое мелькает бледная Нева и бедные рыбаки в красных рубашках. У них всегда почти на всем серенький мутный колорит – неизгладимая печать севера. При всем том они с истинным наслаждением трудятся над своею работою».

Страстная увлечённость прекрасной незнакомкой становится причиной бессонницы Пискарева, который для решения проблемы начинает принимать опиум.

«Наконец сновидения сделались его жизнью, и с этого времени вся жизнь его приняла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».

«Такое состояние расстроило его силы, и самым ужасным мучением было для него то, что наконец сон начал его оставлять вовсе. Желая спасти это единственное свое богатство, он употреблял все средства восстановить его. Он слышал, что есть средство восстановить сон – для этого нужно принять только опиум».

«Приемы опиума еще более раскалили его мысли…».

Не выдержав сильнейшего разочарования в своих чувствах, Пискарев покончил жизнь самоубийством.

«…нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом. Окровавленная бритва валялась на полу. По судорожно раскинутым рукам и по страшно искаженному виду можно было заключить, что рука его была неверна и что он долго еще мучился, прежде нежели грешная душа его оставила тело».

«Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев…».

Пискарев одинок. У него нет семьи, друзей, близких людей. Когда его хоронили, никто не пришёл проститься с ним.

«Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря. Гроб его тихо, даже без обрядов религии, повезли на Охту; за ним идучи, плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки».

Внешность

Пискарев – молодой человек, предпочитающий щегольскую одежду. Его плащ и сюртук нередко бывают испачканы красками.

«…дернув шедшего с ним молодого человека во фраке и плаще…».

«Они любят иногда пощеголять, но щегольство это всегда кажется на них слишком резким и несколько походит на заплату. На них встретите вы иногда отличный фрак и запачканный плащ, дорогой бархатный жилет и сюртук весь в красках..».

«Но вот он продрался-таки вперед и взглянул на свое платье, желая прилично оправиться. Творец небесный, что это! На нем был сюртук и весь запачканный красками: спеша ехать, он позабыл даже переодеться в пристойное платье».

«…надел новый фрак, щегольской жилет, набросил плащ…».

В результате продолжительной бессонницы и приёма опиума у Пискарева болезненный вид.

«…он подошел к зеркалу и испугался сам впалых щек и бледности своего лица».

Черты характера и поступки

Пискарев способен тонко чувствовать красоту. Он возвышает, облагораживает красоту девушки, которая запала ему в сердце.

«- Видел, чудная, совершенно Перуджинова Бианка.

– Да ты о ком говоришь?

– Об ней, о той, что с темными волосами. И какие глаза! боже, какие глаза! Все положение, и контура, и оклад лица – чудеса!».

Пискарев скромный, стеснительный человек.

«Что ж ты не идешь за брюнеткою, когда она так тебе понравилась?

– О, как можно! – воскликнул, закрасневшись, молодой человек во фраке».

«Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону…».

«…это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо свое искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете и вовсе небрегущий об излишнем».

«Они вообще очень робки: звезда и толстый эполет приводят их в такое замешательство, что они невольно понижают цену своих произведений».

«…художник Пискарев, застенчивый, робкий…».

«Постигнутый стыдом и робостью…».

«…тихий, робкий, скромный…».

Пискарев рассеян. Будучи человеком искусства, в первую очередь обращает внимание на внешность собеседника, и потому во время общения его внимание рассеивается.

«Он никогда не глядит вам прямо в глаза; если же глядит, то как-то мутно, неопределенно; он не вонзает в вас ястребиного взора наблюдателя или соколиного взгляда кавалерийского офицера. Это происходит оттого, что он в одно и то же время видит и ваши черты, и черты какого-нибудь гипсового Геркулеса, стоящего в его комнате, или ему представляется его же собственная картина, которую он еще думает произвесть. От этого он отвечает часто несвязно, иногда невпопад, и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость».

«…природная рассеянность наконец развиласьи властительно изгоняла на лице его все чувства, все движения».

«…менее рассеянный, нежели прежде».

Пискарев отличается простотой и наивностью.

«- Простак!- закричал Пирогов… .- Ступай, простофиля, прозеваешь!».

«Он был чрезвычайно смешон и прост, как дитя».

«…скромный, детски простодушный…».

У Пискарева чистая, светлая душа, как у невинного ребёнка.

«…мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка».

Пискарев – честный труженик. Он привык довольствоваться тем, что сам заработал, и ни от кого не зависеть.

« – Правда, я беден, – сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев. Нет ничего приятнее, как быть обязану во всем самому себе».

Пискарев легкомысленный и непрактичный.

«Составивши такой легкомысленный план, он почувствовал краску, вспыхнувшую на его лице…».

Пискарев не уверен в себе, он даже не смеет мечтать о том, чтобы привлечь внимание красавицы. Ему довольно просто наблюдать за ней со стороны.

«Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда».

Несмотря на природную скромность, Пискарев способен на сильные чувства и эмоции.

«…душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Пискарев готов полностью отдаться своим чувствам, позабыв обо всём на свете.

«Но не во сне ли это все? ужель та, за один небесный взгляд которой он готов бы был отдать всю жизнь».

«…уже готов был так же простодушно позабыться, как позабылся прежде».

Пискарев влюбляется в прекрасную незнакомку, которая на поверку оказывается продажной женщиной.

«Красавица, так околдовавшая бедного Пискарева».

Когда Пискарев однажды увидел свою возлюбленную во сне, он был так счастлив, что при каждом удобном случае пытался заснуть, чтобы хотя бы во сне увидеть красавицу.

«…она скоро отвратила их и встретилась с глазами Пискарева. О, какое небо! какой рай! дай силы, создатель, перенести это! жизнь не вместит его, он разрушит и унесет душу!».

«”Боже, умилосердись: хотя на минуту, хотя на одну минуту покажи ее!” Он опять ожидал вечера, опять заснул, опять снился какой-то чиновник, который был вместе и чиновник и фагот; о, это нестерпимо! Наконец она явилась! ее головка и локоны… она глядит… О, как ненадолго! опять туман, опять какое-то глупое сновидение».

В итоге жизнь Пискарева кардинально изменилась. Он перестал различать явь и сновидения, превратившись в настоящего лунатика.

«Наконец сновидения сделались его жизнью, и с этого времени вся жизнь его приняла странный оборот: он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».

«Если бы его кто-нибудь видел сидящим безмолвно перед пустым столом или шедшим по улице, то, верно бы, принял его за лунатика или разрушенного крепкими напитками; взгляд его был вовсе без всякого значения, природная рассеянность наконец развилась и властительно изгоняла на лице его все чувства, все движения. Он оживлялся только при наступлении ночи».

Результатом экспериментов Пискарева со сном стала бессонница. Чтобы нормально спать и видеть во сне возлюбленную, художник стал принимать опиум.

«Такое состояние расстроило его силы, и самым ужасным мучением было для него то, что наконец сон начал его оставлять вовсе. Желая спасти это единственное свое богатство, он употреблял все средства восстановить его. Он слышал, что есть средство восстановить сон – для этого нужно принять только опиум. Но где достать этого опиума? Он вспомнил про одного персиянина, содержавшего магазин шалей, который всегда почти, когда ни встречал его, просил нарисовать ему красавицу. Он решился отправиться к нему, предполагая, что у него, без сомнения, есть этот опиум. Персиянин принял его сидя на диване и поджавши под себя ноги.

– На что тебе опиум? – спросил он его.

Пискарев рассказал ему про свою бессонницу».

Пискарев полностью отдаётся своей страсти. Все остальные аспекты жизни перестали его интересовать. Этому немало способствовали приёмы опиума.

«Почти такие мысли занимали его беспрестанно. Ни о чем он не думал, даже почти ничего не ел и с нетерпением, со страстию любовника ожидал вечера и желанного видения. Беспрестанное устремление мыслей к одному наконец взяло такую власть над всем бытием его и воображением, что желанный образ являлся ему почти каждый день….».

«Приемы опиума еще более раскалили его мысли, и если был когда-нибудь влюбленный до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он».

Пискарев никогда не общался со своей возлюбленной и потому сам сотворил в своём воображении образ прекрасной, утончённой девушки, что было очень далеко от действительности.

«Его идеал, его таинственный образ, оригинал мечтательных картин, та, которою он жил, так ужасно, так страдательно, так сладко жил».

«…желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении противоположном действительности…».

Пискарев – мечтатель и романтик. В надежде подарить своей избраннице надежду на новую, чистую и честную жизнь, он решил жениться на ней.

«Я должен на ней женитьсяи, верно, сделаю гораздо лучше, нежели многие, которые женятся на своих ключницах и даже часто на самых презренных тварях. Но мой подвиг будет бескорыстен и может быть даже великим. Я возвращу миру прекраснейшее его украшение».

Наивный Пискарев предлагает куртизанке честную жизнь, наполненную трудом, однако та со смехом отвергает его предложение.

« – Правда, я беден, – сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев, – но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь. Нет ничего приятнее, как быть обязану во всем самому себе. Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием, и мы ни в чем не будем иметь недостатка.

– Как можно! – прервала она речь с выражением какого-то презрения.- Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою».

Разговор с девушкой оказал сильнейшее впечатление на Пискарева. Он не смог вынести разочарования от того, что придуманный им образ оказался так далек от действительности, и в итоге лишился рассудка.

«О, это уже слишком! этого нет сил перенести.Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он весь день. Никто не мог знать, ночевал он где-нибудь или нет; на другой только день каким-то глупым инстинктом зашел он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрепанными волосами, с признаками безумия на лице».

Пискарев закрылся в своей комнате, а спустя несколько дней соседи нашли его бездыханное тело.

«Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал. Протекли четыре дня, и его запертая комната ни разу не отворялась; наконец прошла неделя, и комната все так же была заперта. Бросились к дверям, начали звать его, но никакого не было ответа; наконец выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом. Окровавленная бритва валялась на полу. По судорожно раскинутым рукам и по страшно искаженному виду можно было заключить, что рука его была неверна и что он долго еще мучился, прежде нежели грешная душа его оставила тело».

Воспитание

Не указано.

Характеристика Пискарева другими героями

Не указано.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Пискарева вместе!

Биография

Пискарев – молодой петербургский художник. Он совершенно одинок: у него нет семьи, близких друзей, товарищей. Пискарев беден и за гроши снимает крохотную комнатушку, где увлечённо работает.

Однажды Пискарев прогуливался со своим приятелем Пироговым по Невскому проспекту, где заметил хорошенькую девушку. Внешность незнакомки настолько поразила впечатлительного юношу, что он решил разузнать, где она живет. Выяснилось, что красавица – падшая женщина, живущая в публичном доме.

Пискарев был разочарован, но очень быстро его богатое воображение нарисовало ему такую картину: девушка оказалась втянута в разврат лишь в силу тяжёлых жизненных обстоятельств, а сама она чиста как ангел. Как-то во сне художник увидел объект своей страсти и с тех пор старался уснуть при малейшей возможности, чтобы хотя бы в сновидении быть рядом с ней.

В итоге Пискарев потерял связь с реальностью, заработал бессонницу. Не в силах жить без красавицы, он обратился к знакомому персу с просьбой продать опиум. Благодаря наркотическому веществу фантазии Пискарева стали еще более яркими и насыщенными. Он решил, что нужно непременно вытащить свою избранницу из грязи и жениться на ней.

Пискарев отправился в публичный дом, сделал предложение красавице, но та жестоко отвергла его. Не в силах справиться с душевной болью, художник покончил жизнь самоубийством.

Образ Пискарева

Автор наделил художника Пискарева чертами, которые характерны для людей, не способных принять суровую действительность. Это мягкий, тихий, добрый человек, очень скромный и застенчивый. Он предпочитает жить в собственных фантазиях и мечтах, которые делают его по-настоящему счастливым. При этом герой даже не пытается претворить их в жизнь – для этого у него не хватает ни внутренней силы, ни уверенности в себе.

Будучи человеком искусства, Пискарев способен тонко чувствовать красоту и замечать её даже в мельчайших деталях. Он искренне любит своё дело и с большим удовольствием готов часами работать над холстом. Его увлекают идеи и формы, и в каждом человеке он находит художественное сравнение с каким-либо персонажем старинных полотен.

Пискарев – слабовольный человек, не способный к решительным действиям. Он готов мучительно страдать от любви к прекрасной куртизанке, но ничего не делать для того, чтобы быть счастливым с ней. Пискарев предпочитает находить утешение в сновидениях, в которых его богатое воображение идеализирует образ красавицы.

Пискарева отличает удивительная духовная чистота. Это простодушный, наивный и по-детски доверчивый молодой человек, которому сложно смириться с безнравственностью и пошлостью окружающего мира. Испорченную куртизанку он наделяет лучшими качествами, весьма далёкими от действительности. Он готов с легкостью поверить в созданный им же образ, чем смириться с тем, что его избранница добровольно выбрала жизнь продажной женщины.

Когда же столь тщательно созданный героем идеальный мир разбивается о суровую действительность, он не находит для себя иного решения, чем покончить жизнь самоубийством. Тихий, скромный, никому не нужный человек предпочитает умереть, чем мириться с бессердечием реального мира.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских -

Главные герои «Невский проспект»

Вывод

В повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» раскрыт образ “маленького человека”, который имел лишь одну мечту – создать семью, прожить долгую и счастливую жизнь с любимым человеком. Однако все его светлые грёзы были растоптаны жестокой реальностью большого города.

Роль героя автор видит в том, чтобы показать, насколько беспомощным может быть человек при столкновении мечты с действительностью. Характеристика Пискарева позволит лучше подготовиться к уроку литературы, составить доклад или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    В каком городе жил Пискарев?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!
закрыть