Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 129.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 129.
«О, я хочу безумно жить…» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Вопреки безрадостной действительности, окружавшей поэта на момент написания произведения, оно передаёт радостное, светлое, жизнеутверждающее настроение. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить…» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, я хочу безумно жить.
История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».
Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.
Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежда на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан четырёхстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей – перекрёстная.
Метафоры – «всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество».
Эпитеты – «сон тяжёлый», «юноша весёлый».
История создания
В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось это стихотворение, которое стало своеобразным эпиграфом. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется общественной ситуацией: поэт понимал, что назревает война, которая унесёт много жизней, но душа героя стремится к свободе и свету.
Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.
Тема
В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы – любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплёскивает всё, что накопилось в его душе.
Уже первый стих – откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни не пугают его, а держаться на плаву помогает надежда. Стихи обращены к потомкам. Герой надеется на то, что некий читатель в будущем помянет его добрым словом. А. Блок понимал, что его стихотворения не жизнерадостные, а скорее мрачные. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – лишь оболочка, суть же его личности и творчества светлая и добрая.
Мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается сам поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитя добра и света», «свободы торжество»
.
В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.
Композиция
Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежда на то, что он сможет оставить после себя добрую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени, и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши весёлого»
.
Формально стихотворение состоит из трёх строф. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как в нём преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырёхстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первой строфе – кольцевую АВВА, во втором и третьем – перекрёстную АВАВ.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и донести до читателя идею, А. Блок использует средства выразительности. Они выражают эмоции лирического героя, создают впечатление об этом образе. Преобладают в тексте метафоры: ««всё сущее – увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь – свободы торжество»
. Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершённость и оттенки чувств: «сон тяжелый», «юноша веселый».
Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передаче настроения играет интонация. В первой и последней строфах используются восклицательные предложения. В третьей есть риторический вопрос. Вторая строфа отличается спокойной интонацией, придаёт сказанному задумчивость.
Смысл и настроение некоторых строк подчёркивается с помощью аллитерации. Например, в словах о тяготах жизни автор использует шипящие и свистящие согласные «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжёлый».
Тест по стихотворению
- /8Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Блока «О, я хочу безумно жить»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Татьяна Гладышева7/8
- Мия Лигаева8/8
- Валентина-Юрьевна Тютюма8/8
- Alexander Panchuk8/8
- Даниил Атавин8/8
- Анна Пантелеева8/8
- Екатерина Гук6/8