Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта отобразилась в произведении «Весна без конца». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю....

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».

Тема

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.

В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя». Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта».

Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта». Сравнения поэт не использует.

Тест по стихотворению

Предметы