Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
История создания
Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение. Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. Лопухиной. В раннем варианте стихотворение «Парус» начиналось словами: «Белеет парус отдаленный». Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». «Парус» является одним из величайших произведений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
О чём данное произведение?
Стихотворение «Парус» описывает морскую бурю и плывущий по беспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проходит через всю раннюю лирику поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжёлых испытаний. Перед нами встаёт и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главным поэтическим образом произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей.
Жанр произведения
Стихотворение «Парус» в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса чётко проявляется философский смысл: одиночество лирического героя, как парус пытающегося найти свой берег. Бушующее море олицетворяет повседневную суматоху человеческой жизни. В этом постоянном течении жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
В композиции стихотворения можно почувствовать не только внешнее — углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне — переживания поэта в связи с возникшими жизненными трудностями. Лирическому герою хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу — найти свою тихую гавань.
Главная идея произведения
«Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса на его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутреннее состояние самого поэта. Чёткой линией проведена глубина переживаний, с которыми борется лирический герой. В то же время, читая произведение, чувствуешь удивительную зрелость, присущую мыслям юного поэта.
Второе четверостишие начинается с описания набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно одолеть любые препятствия и преодолеть большие расстояния. Но увы, появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.
В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и тишина морской стихии. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь неба. Но юного героя это совсем не радует, он чувствует разлад в душе. И призывает бурю вернуться, чтобы опять почувствовать силу стихии и противоборствовать ей.
Способ стихосложения, рифмы
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. У него перекрёстная рифмовка: рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Чередуются рифмы: женская (в первой и третьей строках) и мужская (во второй и четвёртой).
Усиливая художественную экспрессию, юный поэт прибегает к применению повторов, анафоре, инверсии и синтаксическому параллелизму. Так, анафора: «что ищет… что кинул». Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: «играют волны, ветер свищет». Имеются в произведении эпитеты, такие как «луч солнца золотой», а также сравнение в строке «струя светлей лазури». Применяется антитеза в строчках «стране далёкой – краю родном».
Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубину переживаний юного поэта, тревожно жаждущего вечной бури.