Реформы Петра 1 (первого)

В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем истории и обществознания - 11 лет.

Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Первый русский император Петр Великий

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

  • Административные: включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства (деление России на 8 губерний и 50 провинций) для более эффективного управления;
  • Судебная реформа: также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача – прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа: лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
  • Военная реформа: создание флота, регулярной армии благодаря введению рекрутской повинности, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые: включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
  • Промышленная и торговая реформы: добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы (таких крестьян называли посессионными), господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные: сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные: новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород (вводились бородовые деньги для тех, кто желал оставить бороду), европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Бояре при Петре Ι

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
  • Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).

Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.

Строительство Петербурга

Рис. 3. Строительство Петербурга.

Что мы узнали?

В статье рассказано кратко о реформах Петра I (курс истории 8 класс), которые он активно проводил с 1698 года. Перечислены названия, указаны предпосылки для осуществления основных преобразований. Из текста мы узнали, в чем состояли реформы Петра I. Определили, каково их значение для России.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Петр Ι был провозглашен царём?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Артур Первый
    10/10
  • Лаура Данаева
    9/10
  • Мансур Шипов
    10/10
  • Пятимат Нагадиева
    8/10
  • Дания Набиева
    8/10
  • Никита Винтерголлер
    8/10
  • Ирина Мурга
    8/10
  • Настя Феоктистова
    9/10
  • Саша Волков
    8/10
  • Елизавета Шляхова
    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 2863.

Предметы