Деятельность человека

Деятельность человека
4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 179.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 179.

Человек ежедневно совершает множество действий. Все они направлены на удовлетворение его потребностей. В обществознании под деятельностью понимается активное преображение окружающей действительности, познание мира с целью получения определённого результата. Кратко рассмотрим, в чем заключаются отличия разных видов и форм деятельности, что составляет её структуру.

Чем отличается деятельность человека от действий животного

Многие ошибочно считают, что действия, совершаемые животными, похожи на деятельность человека.

  • Люди изменяют окружающий мир, создавая искусственную среду обитания.
  • Человек способен определять цели своих действий, представлять их результат.
  • Люди придумывают и совершенствуют орудия труда, выполняющие разные функции.
  • Человек способен творить, а животное потребляет то, что есть в природе.

Структура деятельности

Принято выделять следующие компоненты деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат. Познакомимся с определениями каждого из них.

  • Мотив — то, что заставляет человека выполнять действия (удовлетворение потребностей, интересы, эмоции).
  • Цель — сформировавшийся в разуме образ предполагаемого результата.
  • Средства — предметы, знания, умения, которые помогают достичь цели.
  • Действия — совершаемые человеком поступки.
  • Результат — конкретный итог деятельности.

Выделяются следующие элементы деятельности:

  • субъект — тот, кто выполняет действия (человек или группа лиц);
  • объект — предмет (лицо), на который направлено действие.

Рассмотрим знакомую всем ситуацию: ученик читает книгу. В данном случае ученик будет выступать в качестве субъекта, а книга является объектом.

Чтение книги
Рис. 1. Чтение книги.

Виды деятельности

В зависимости от планируемого результата выделяется два вида деятельности — материальная (практическая) и духовная.

  • Целью материальной деятельности является создание благ, необходимых для удовлетворения нужд людей.
  • Духовная деятельность направлена на познание окружающего мира, формирование мировоззрения, создание культурных ценностей.
Изготовление посуды
Рис. 2. Изготовление посуды.

Существует иная классификация, в основе которой лежит результат.

  • Созидательная деятельность предполагает создание предметов, знаний, ценностей, имеющих положительное влияние на развитие человечества.
  • Разрушительная деятельность направлена на уничтожение окружающего мира, культурных достижений, личности.

Формы деятельности

В науке определены следующие формы деятельности:

  • труд — целенаправленная деятельность, результатом которой является создание материальных благ, духовных ценностей;
  • игра — процесс, предназначенный для моделирования жизненных ситуаций, отдыха, снятия стресса;
  • учение — действия, направленные на познание окружающего мира, приобретение необходимых для жизни человека знаний и умений;
  • общение — форма деятельности, цель которой — обмен информацией;
  • творчество — созидательные действия, в результате которых появляется уникальный продукт.
Таблица «Формы деятельности»
Рис. 3. Таблица «Формы деятельности».
Заключение

Что мы узнали?

Деятельность человека, подробно изучаемая в 10 классе, — преображение окружающей действительности. Её элементами являются субъект и объект. Структура деятельности состоит из мотива, цели, средств, действий и результата. Выделяется два вида деятельности — материальная и духовная. Существует 5 форм деятельности — игра, учение, общение, труд, творчество.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Что из перечисленного входит в структуру деятельности?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 179.


А какая ваша оценка?

закрыть