Познавательная деятельность

Человек постоянно изучает окружающий мир, наблюдая, занимаясь самообразованием, обучаясь в школе или ВУЗе. Познавательная деятельность человека имеет целенаправленный и систематический характер. Узнаем подробнее, какими особенностями обладает познавательная деятельность.

Теории познавательной деятельности

Вопрос о том, возможно ли до конца изучить мир, является философским и не имеет одного ответа. Выделяются группы ученых и теоретиков, которые по-разному видят решение этой проблемы. Рассмотрим кратко разные точки зрения.

  • гностицизм;

Это учение, в основе которого лежит отрицание возможности познать мир. Оно зародилось в древности и продолжает существовать сейчас. Сторонники этого учения говорят о том, что мы имеем лишь поверхностные знания о мире.

  • конвенционализм;

В рамках данного учения речь идет о том, что все научные теории – это лишь некие соглашения между учеными и исследователями.

  • гносеологизм;

Сторонники данного учения, напротив, выступают за познаваемость мира. Они утверждают, что научные теории имеют четкий и обоснованный характер, а разработанные способы формирования научных знаний позволяют получать проверяемые и достоверные сведения об окружающем мире.

Основными видами познания являются: чувственное и рациональное.

  • Чувственное познание осуществляется через ощущения, восприятие и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.
  • Рациональное познание основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания.

С обеими формами познания связаны мышление и язык, с помощью которых человек не только изучает мир, делает определенные выводы, но и фиксирует их и делиться ими с другими людьми. Выбор средств познания определяет уровень получаемых знаний: чем они конкретнее, тем выше процент истинности теории.

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

  • относительная (знание, касающееся только какой-либо части предмета, ограниченное);
  • абсолютная (полное достоверное знание о чем-либо).

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

  • объективно (соответствует действительности);
  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);
  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);
  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Уровни научного знания:

  • эмпирическое (исследователь имеет связь с изучаемым предметом, используя наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
  • теоретическое (исследователь представляет изучаемый предмет или процесс в своем воображении, используя моделирование, аналогию).

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Сторонники гностицизма:

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Эдик Ахмедов
    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 264.

Предметы