Субъект и объект

Субъект и объект
4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 290.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 290.

Иногда при работе со словами «субъект» и «объект» возникает путаница. Эти понятия имеют сходство в написании и звучании, однако по своему смыслу они существенно отличаются друг от друга. В обществознании они встречаются часто, так как являются основополагающими. Разберёмся, что такое объект и субъект, в чём состоит их различие.

Субъект

Субъект в обществознании — это человек или группа лиц, совершающих целенаправленную деятельность. Взаимодействие с предметом или лицом в таком случае носит осознанный характер.

В качестве субъекта могут выступать:

  • конкретный человек;
  • группа лиц;
  • государственный орган;
  • юридическое лицо;
  • организация.

Деятельность субъекта всегда основывается на мотиве, направлена на удовлетворение его потребностей.

Человек читает книгу
Рис. 1. Человек читает книгу.

В философии даётся другое определение понятия «субъект». Под ним подразумевается любая личность, способная мыслить и действовать, изучать окружающий мир, получать знания о себе и других людях.

Объект

Объект в обществознании — это предмет или лицо, на которое направлены различные виды деятельности. В качестве примеров может выступать:

  • сам человек (например, в случае, если он решит заняться тренировкой тела или самообразованием);
  • другое лицо (друзья, знакомые, коллеги по работе);
  • живое существо (домашние животные);
  • неодушевлённый предмет (учебник, дом, предмет бытовой техники);
  • природные материалы (древесина, уголь, золото).
Изделия из дерева
Рис. 2. Изделия из дерева.

Разница между объектом и субъектом

Кратко рассмотрим, чем отличаются данные понятия.

  • Субъект и объект различаются по способу участия в деятельности. Следует помнить, что субъект всегда выполняет активную роль, объект — пассивную.
  • Субъект — это конкретное одушевлённое лицо или группа лиц. К объектам же чаще всего относятся неодушевлённые предметы.
  • Субъект способен совершать деятельность, направленную на достижения результата. Объект испытывает на себе его влияние, в результате чего может быть видоизменён.
Структура деятельности
Рис. 3. Структура деятельности.

Все темы, изучаемые в обществознании, подразумевают использование вышеупомянутых понятий. Рассмотрим типичные примеры субъектов и объектов.

  • Человек и его мышление. Когда люди анализируют собственные поступки, определяют слабые и сильные стороны характера, занимаются саморазвитием, они могут выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
  • Человек и другие люди. Человек как социальное существо постоянно взаимодействует с другими членами общества. Например, родители как субъекты воспитывают своих детей, которые являются в данном случае объектами.
  • Человек и природа. Деятельность людей, направленная на живую и неживую природу, способствует её преобразованию.
Заключение

Что мы узнали?

Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который эта деятельность направлена. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Как называется человек, совершающий действие?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Агата Николаева
    5/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 290.


А какая ваша оценка?

закрыть