Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя
Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные к поэме Константиновым — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Для критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нём раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой Мцыри с барсом служит ключом к пониманию произведения.
В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16–19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчёркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри даётся без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожён красотой и силой хищника. Шерсть на нём «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребёнку его мать и сёстры. Хищник так же, как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не зверя, а ребёнка, каковым (дитя природы) барс и является.
Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако, одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов»
.
Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в её основу лёг творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).
«Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом:
«Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом:
«И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей…». Природа, а не цивилизация — вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает её наиболее любовно и тщательно.
для самых рациональных -
Краткое содержание «Мцыри»для самых нетерпеливых -
Очень краткое содержание «Мцыри»для самых компанейских -
Главные герои «Мцыри»для самых занятых -
Читательский дневник «Мцыри»для самых любопытных -
Анализ «Мцыри» Лермонтовадля самых крутых -
Читать «Мцыри» полностью- /18Вопрос 1 из 18
Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Ирина Фастова18/18
- Нина Кругленко13/18
- Ирина Максимова17/18
- Марха Барзукаева18/18
- Татьяна Боздунов16/18
- Vahe Grigoryan14/18
- Луиза Зевакина15/18
- Лёша Махнач5/18
- Аня Соль16/18
- Света Ковалёва14/18