Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные к поэме Константиновым — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Для критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нём раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой Мцыри с барсом служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16–19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчёркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри даётся без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожён красотой и силой хищника. Шерсть на нём «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребёнку его мать и сёстры. Хищник так же, как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не зверя, а ребёнка, каковым (дитя природы) барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако, одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов».

Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дёрнулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки Мцыри с барсом: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворённые в нём силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силён соперник, Мцыри всё же сумел взять верх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он всё же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в её основу лёг творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).

Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова — Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей…». Природа, а не цивилизация — вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает её наиболее любовно и тщательно.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

Краткое содержание «Мцыри»

для самых нетерпеливых -

Очень краткое содержание «Мцыри»

для самых компанейских -

Главные герои «Мцыри»

для самых любопытных -

Анализ «Мцыри» Лермонтова

для самых крутых -

Читать «Мцыри» полностью
  1. /18
    Вопрос 1 из 18

    Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Ирина Фастова
    18/18
  • Нина Кругленко
    13/18
  • Ирина Максимова
    17/18
  • Марха Барзукаева
    18/18
  • Татьяна Боздунов
    16/18
  • Vahe Grigoryan
    14/18
  • Луиза Зевакина
    15/18
  • Лёша Махнач
    5/18
  • Аня Соль
    16/18
  • Света Ковалёва
    14/18
закрыть