Дом Собакевича

Помещик с грубым характером кулака создает дом по своему подобию. Дом Собакевича – это его крепость. Он совсем непривлекателен, но удобен и прочен.

Описание дома

Описание дома Собакевича в поэме «Мертвые души» начинается с впечатления о нем подъезжающего гостя, душа которого темна и опасна. Дом напоминал строения «для военных поселений или немецких колонистов». Деревянная постройка отличалась цветом:

  • красная крыша;
  • темно-серые стены.

Дом с мезонином и дикими стенами привлекал взгляд своей не нарядностью, грубостью и простотой.

Архитектурные особенности строения

Гоголь описывая дом помещика, подчеркивает главную особенность: план архитектурной направленности явно подчинялся заказчику, во всем чувствовался хозяин. Какие противоречия хозяина и зодчего отмечает автор поэмы?

  • Мастер стремится к симметрии.
  • Хозяин – к удобству.

На одной стороне дома окна оказались заколоченными, вместо них появилось одно маленькое отверстие, подходящее только для чулана. Автор не называет отверстие окном. Ближе другие слова – дыра, отверстие. Окно было не прорублено, а проверчено.

Зодчий планировал поставить дом на четыре колонны, хозяин оставил только три. Боковую колонну выкинули из строения. Из-за этого фронтон сдвинулся в сторону, изменив внешний вид господского дома. Собакевич любит строить на века, но подходит к этому по-своему, с позиции удобства для себя и экономии средств.

Биографические данные

Гоголь использует в описании дома информацию из реальной жизни. Писатель занимался домом в Васильевке в 1830 году. Хлопот было много, но Николай Васильевич проникся и экономией, и дизайном. «Мертвые души» дом Собакевича – это описание борьбы зодчего с хозяином, оно основано на личных впечатлениях классика по ремонту дома.

Пейзажные картины основаны на детских воспоминаниях. Клумбы, леса, кусты и деревья искренне близки писателю. Они, как живые персонажи, проникают в текст, делая его красочным. Так рождается образ птицы с разными крыльями для сравнения природы вокруг поместья Собакевича.

Дорожные впечатления классика, перенесшиеся на бумагу, помогают читателю понять смысл каждого эпитета. Возвышенность пейзажа контрастна с мертвой душой циничного жадного помещика.

Дом – крепость

В самом начале автор указывает сходство дома с военной постройкой. Поселения всегда носили временный характер, их ставили ненадолго. Здесь можно подумать, что классик специально подталкивает читателя к мысли о непрочности позиций Собакевича. Военный дом хозяина поместья крепок только снаружи. Какие бы толстые бревна не выбрал «медведь», они разваливаются. Русь не остановить прочными домами, она живет душой.

Другой признак военных поселений – их разбросанность. Дом стоит упористо, но в неуклюжем порядке. Что это за характеристика? Нет логики и последовательности в действиях помещика. Занятый одной целью – выжать побольше денег, он делает дом уродливым. Чувствуется сарказм:

  • окна на одной стороне, с другой – только просверленная дыра, не дающая света.
  • три колонны, которые делают дом безногим, неуклюжим. Он стоит как сказочный персонаж, «подбоченясь».

Другое сходство дома, на которое указывает автор, – дом для немецких колонистов. Еще больше мыслей возникает на этих словах. Крепкий хозяин – колонист, русский богатырь – немецкий завоеватель. Что хотел сказать классик этим сравнением? Сам Собакевич отзывается о немцах нелестно. Даже их желудок не может сравниться с русским, не то что дома.

Такими сравнениями подрывается крепость дома, зато больше данных появляется о низменности души.

Краткая информация о доме Собакевича скрывает множество вопросов. Написать сочинение «Дом Собакевича» станет проще, используя предложенный по теме материал.

Предметы