Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край ты мой, родимый край», в котором тонко и ёмко передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край ты мой, родимый край» по плану.

Анализ стихотворения «Край мой, родимый край» Толстого

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай».

Эпитеты«край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край ты мой, родимый край».

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте неё развивается и идея, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью. В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами. В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хотя и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что он умеет не только слушать природу, но и понимает её язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей. Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчий вой. При помощи такого приёма поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А. Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведёт эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях. В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей. А. Толстой использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём главное – эмоциональная составляющая. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер, картины природы даются сквозь призму восприятия лирического героя.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот приём позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой. Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они достаточно простые, так как состоят из двух-трёх слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист полночный соловья».

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои приветствия родному краю. В некоторых строках настроение лирического героя подчёркивается аллитерацией. Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение А. Толстого «Край, мой родимый край»?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Сулейман Абиев
    7/8
  • Вы-Не-Узнаете-Моё Имя
    7/8
  • Дамир Сараев
    7/8
  • Зина Малышева
    8/8
  • Inna-Alekseevna Zheleznaya-Tzybina
    8/8
  • Светлана Сандакова
    8/8
  • София Шаханова
    7/8
  • Имран Абдухаликов
    8/8
  • Роман Гаврилов
    8/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 49.

Предметы