Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 131.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 131.
Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело», в котором поэт динамично описал красоту природы во время грозы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Неохотно и несмело» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.
История создания – произведение написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «пробилась из-за тучи
синей молнии струя», «Пламень окаймил её края», «в сиянье потонула вся смятённая земля».
Олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Эпитеты – «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».
История создания
В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».
Тема
В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.
В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело»
. Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.
Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги, и поэтому становятся ещё зеленее.
Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя её края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты,чем-то рассержены, поэтому раздаются всё сильнее.
Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает исподлобья взгляд на поля. Гроза заканчивается, и земля, обновлённая, умытая, утопает в сиянии солнечных лучей.
Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.
Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Едва уловимы и философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо.
Композиция
Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Строки произведения объединены перекрёстной рифмовкой.
Жанр
Жанр стихотворения –лирическое стихотворение. Явно виден лирический герой – созерцатель данной картины природы. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.
Средства выразительности
Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края»
. Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля»
.
Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней»
. Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.
Тест по стихотворению
- /8Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело»?
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
- Дерья Эртурал8/8
- Максим Щетинкин7/8
- Ярослав Миронов8/8
- Ульяна Синева4/8
- Диана Атанасиева8/8
- Мудрый Дуб8/8
- Людмила Белова4/8
- Ирина Меркулова8/8
- Абдула Аминов8/8
- Елена Безверхая5/8