«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник

«Фотография, на которой меня нет» – это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то, что из-за болезни не смог быть среди ребят.

«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник

Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника

ФИО автора: Астафьев Виктор Петрович

Название: Фотография, на которой меня нет

Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год

Жанр: Рассказ.

Год написания: 1968 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию

Главные герои

Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.

Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.

Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.

Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну, а отстающим ученикам было уготован самый дальний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.

В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьезно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка, и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.

Так Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилось и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее классное фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.

Однажды к ним пришел учитель, и принес Вите фотографию, на котором его не было. Он сохранил ее на всю жизнь, и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись потом с войны.

Вывод и свое мнение

В далекие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съемке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте крестьян довоенной маленькой деревушки, их жизненных ценностях.

Главная мысль

Каждый человек, что бы с ним не случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.

Авторские афоризмы

«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»

«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»

«…Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная него история…»

«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чем заснимет!..»

«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно чтоб осталось слово “учитель”!..»

«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»

«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш?..»

«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»

Толкование непонятных слов

Алчущий – жаждущий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.

Куть – угол в избе против устья русской печки.

Ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

Полушалок – шаль, платок небольших размеров.

Ухарски – молодцевато, задорно.

Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Новые слова

Заговаривать – воздействовать на кого-что-нибудь заговором, заговариванием; заколдовать.

Гуж – это деталь сбруи лошади.

Барин – человек из высших сословий, господин.

Аспид – злой, хитрый, язвительный человек.

Угар – удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение «Фотография, на которой меня нет»?

Начать тест(новая вкладка)
Доска почёта
Чтобы попасть сюда - пройдите тест.
    
  • Эъзоза Бердиёрова
    9/10
  • Ирина Чеснова
    10/10
  • Мигунова Юлия
    8/10
  • Татьяна Лебедева
    10/10
  • Эмир Субхонбердиев
    10/10
  • Кирилл Бакушев
    10/10
  • Аврора Холод
    8/10
  • Виталий Мельничук
    10/10
  • Катерина Быстрова
    10/10
  • Андрей Сивцов
    6/10

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 418.

Предметы