Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука её и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но только внешне легкомысленный, Лермонтов был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создаётся Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва Богу. Лермонтов, очевидно, последовал её совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своём скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона», обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Тема и идея стихотворения
Описание стихотворения «Молитва» можно представить следующим образом: в нём изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелёгкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нём задаётся круг проблем:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передаёт ощущение безысходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает своё решение:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и её Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них
Повторение знакомых слов успокаивает, придаёт «благодатные силы», о чём и говорится в последних четырёх строках:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Таким образом, перед нами предстаёт картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт ещё не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи, чем рассмотрение самого текста. Какими же приёмами пользуется автор?
Прежде всего отметим, что при небольшом объёме стихотворения — три четверостишия — в нём большое количество тропов. Это и эпитеты («минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила»), и метафоры («дышит непонятная, святая прелесть в них»), и сравнения («с души как бремя скатится»). Все они служат одной цели: передать то одухотворённое, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церкви. Также это передаёт мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъём, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, например повторы («так легко, легко»), синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».
Стихотворение написано трёхстопным ямбом, рифмовка – перекрёстная, рифма точная, попеременно то мужская, то дактилическая.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает её художественное своеобразие и подчёркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Многие годы оно остаётся вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удаётся достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.