Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова
История написания произведений
Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания стихотворений. А.С. Пушкин принимается за своё бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни пятерых вдохновителей восстания на Сенатской площади. Поэт хорошо был знаком с казнёнными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели друзей возмутило А.С. Пушкина, и он выражает своё несогласие с произошедшими событиями в строке: «Духовной жаждою томим…». Именно духовный смысл жизни заботит автора в этот период более всего.
«Пророк» Лермонтова написан в 1841 г., он становится неким продолжением «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова всё произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая стихотворения между собой, можно прийти к выводу, что между ними существует некая преемственность. Кроме того, в обоих стихотворениях заметно обилие церковнославянской лексики, есть узнаваемые христианские мотивы.
О чем данные произведения?
Стихотворения «Пророк» являются ключевыми творениями в творчестве каждого поэта. Обоих поэтов постигла участь людского непонимания и раннего ухода из жизни, которое они, возможно, предчувствовали.
В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения». Прототипами у каждого из них являются библейские персонажи: у Пушкина сюжет взят из VI главы книги пророка Исайи, у Лермонтова – из книги пророка Иеремии.
У Пушкина происходит перерождение героя: открываются глаза, чутким становится слух, вместо языка он получает жало, а вместо сердца — пылающий уголь. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своём творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. Теперь поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей» — в этом его божественное призвание. В «Пророке» Пушкина выражена глубокая вера в человека-творца и справедливость мира.
Жизнь лирического героя-пророка у Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет его вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова подвергнут гонениям и поэтому уходит от людей, а когда возвращается, его опять преследуют злоба и презрение. Герой лишён надежды, не верит в лучшее будущее. Стихотворение оставляет впечатление полной безнадёжности: голос пророка не будет услышан людьми.
Жанр
Стихотворения обоих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском сюжете. А. С. Пушкин наделяет своего пророка исключительными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У М. Ю. Лермонтова пророк наделён более земными чертами, а сам текст наряду с церковнославянизмами включает современную лексику. Пушкинская торжественность в стихотворении Лермонтова проявляется слабо, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии и невозможности её исполнить.
Главная идея
Анализируя стихотворения «Пророк» Лермонтова и «Пророк» Пушкина, читатель видит противостояние поэта и общества. «Пророк» Пушкина изображается автором как личность, которую избрали для борьбы с пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключённая в служении людям. Находясь один в «пустыне мрачной», герой Пушкина стремится в мир. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица его герой должен послужить людям, неся в им свет и добро, а своей жизнью стоит пожертвовать ради других.
«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен «Пророку» Пушкина. Выразив свою истину, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню, где сама природа слушает его. Всё произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует своё бессилие перед миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был «унижен», «осмеян» и «изгнан».
Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доле поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист, сложен бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных творений, можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует яркая метафоричность. Стихотворение Пушкина своей торжественностью больше похоже на классическую оду. Произведение М.Ю. Лермонтова — это история романтического героя-одиночки, свойственная многим произведениям поэта.