Синтаксический разбор предложения с прямой речью

В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.

Прямая речь

Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.

Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.

Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.

Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так же, как разборы других предложений.

Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что – комментирующей частью словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно лов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.

Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.

Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.

Как составить схему

Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.

Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.

В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)

Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора – буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений

Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»

Я задумался: «Но как я могу решить эту проблему? Она затрагивает не только меня».

Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».

Как дать характеристику

Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.

Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:

«Немедленно замолчи!» – прикрикнула мать.

Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).

Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.

Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью

нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.

«Уже едем, мама?» – печально спросил Максим.

«П?» – а.

Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.

Что мы узнали?

Разбор предложения с прямой речью надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения (начиная с грамматической основы и не забывая ставить вопросы к второстепенным членам) и надписать части речи. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 162.

Предметы