Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор слова
3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1389.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1389.

Среди различных видов лингвистических разборов важное место занимает словообразовательный разбор слова. Этому виду разбора и посвящена наша статья.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Как получаются новые слова?

Среди слов в русском языке есть те, которые ни от чего не образованы (дом, зима, лист), а есть те, которые произошли от других слов (домашний, зимородок, листочек). Основы первых называются непроизводными, основы вторых – производными. Как они произошли, изучают в 6 классе в теме «Словообразование».

Словообразование – это процесс получения нового слова от однокоренных. Новые слова образуются с помощью аффиксов – суффиксов и приставок.

Окончание не участвует в словообразовании; при анализе мы его просто игнорируем.

При словообразовании мы получаем новое слово с другим значением.

Например, ухо – ушко (маленькое ухо) – ушной (для уха) – ушанка (шапка, закрывающая уши) – ушастый (с большими ушами) и т.д.

Способы образования новых слов в русском языке

При словообразовательном разборе слова необходимо указывать, как оно образовано. Существует несколько способов словообразования. Вот они.

Приставочный: ехал – при-ехал, правда – не-правда.
Суффиксальный: дом – дом-ик, село – сель-ск-ий.
Приставочно-суффиксальный: окно – под-окон-ник, дорога – по-дорож-ник.
Бессуффиксный (бессуффиксальный): бежать – бег, приказать – приказ.
Сложение: пар, воз – паровоз, высшее учебное заведение – вуз.
Переход из одной части речи в другую: столовая (ложка) – (школьная) столовая, дежурный (ученик) – (кто сегодня) дежурный?

Как сделать словообразовательный разбор

Записав разбираемое слово, необходимо выделить его основу (все слово без окончания).

Затем найти «папу» слова – ближайшего предшественника по словообразовательной цепочке. В обоих словах выделить общую часть. Это и будет производящая основа.

За один шаг может прибавиться одна приставка, или один суффикс, или одна приставка и один суффикс; по две приставки или два суффикса прибавиться за один раз не может.

Приведем пример. Представим себе такую словообразовательную цепочку: горох – горош-ин-а – горошин-к-а. «Папой» «горошинки» будет слово «горошина», а не «горох»: к основе «горошин-» прибавился суффикс –к-.

Следующим этапом будет определение аффикса (если он есть), с помощью которого образовано слово.

Последнее – записываем способ образования.

Примеры

Приведем примеры словообразовательного разбора слова.

Водопроводчик – водопровод + чик, суффиксальный.

Водопровод – вода + провод, сложение.

Заключение

Что мы узнали?

Слова в русском языке могут образовываться несколькими способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом из одной части речи в другую). При словообразовательном разборе надо определить производящую основу (от какого слова образовано), с помощью чего и каким способом образовано слово.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Словообразовательный разбор — это:

Доска почёта
Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

  • Данил Скорик
    5/5
  • Александр Кружаев
    4/5
  • Наташа Морякова
    3/5
  • Даша Домнина
    2/5
  • Света Важорова
    4/5
  • Арзы Халилова
    4/5
  • Юляшка Бикяшева
    5/5
  • Ульяна Конкина
    5/5
  • Ева Огнева
    5/5

Оценка статьи

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 1389.


А какая ваша оценка?

закрыть