Виды излучений

4.7

В конце XIX в. была открыта естественная радиоактивность некоторых элементов, сопровождающаяся излучением невидимых лучей. Рассмотрим кратко виды и характеристики различных излучений.

Понятие и виды излучения

Как известно в 11 классе, внутренняя энергия вещества может передаваться с помощью контактной теплопередачи, конвекции и излучения.

Рис. 1. Теплопередача, конвекция, излучение.

Рассмотрим излучение — передачу энергии вещества, которая происходит на расстоянии. В зависимости от массы покоя носителя энергии, излучение можно разделить на:

• излучение безмассовых фотонов;
  • радиоактивное излучение частиц, имеющих массу (альфа, бета, гамма, нейтронное).

Фотонное излучение

Фотоны можно считать чистыми квантами энергии. Они не имеют массы покоя, а это значит, что покоящихся фотонов не бывает: они всегда движутся со скоростью света и несут энергию. Поскольку свойства фотонов сильно меняются в зависимости от их частоты, этот вид излучения делится на:

• радиоизлучение;
  • ИК-излучение;
  • видимое излучение;
  • УФ-излучение;
  • рентгеновское излучение;
  • γ-излучение.

От начала к концу этого списка у фотонов увеличивается частота и энергия. При этом уменьшаются волновые проявления и нарастают корпускулярные. Если диапазон радиоизлучения демонстрирует практически только свойства волны, то γ-излучение имеет такую малую длину волны, что волновые свойства у него обнаружить очень трудно.

Вследствие этого от начала к концу списка у фотонного излучения уменьшается способность огибания препятствий, но при этом увеличивается проникающая способность.

С большинством из этих видов излучения человек часто имеет дело и находит для них применение в жизни, в первую очередь в качестве источников света.

Шкала электромагнитных излучений
Рис. 2. Шкала электромагнитных излучений.

Радиоактивные виды излучения

С открытием радиоактивности выяснилось, что излучение может осуществляться частицами, имеющими массу. В первую очередь это α- и β- излучения, сопровождающие радиоактивный распад многих тяжелых элементов (при этом также излучаются и γ-кванты).

α-излучение — это поток тяжелых частиц, имеющих атомный вес 4 и заряд 2. То есть фактически каждая α-частица представляет собой ядро гелия.

Система из двух протонов и двух нейтронов оказывается очень устойчивой энергетически, поэтому при распаде тяжелых ядер наиболее «выгодно» отщепление не отдельных протонов и нейтронов, а вот таких систем. Именно поэтому α-радиоактивными являются практически все тяжелые ядра с массовым числом более 208.

β-излучение — это поток быстрых электронов. Такое излучение характерно для ядер с большим избытком нейтронов.

Избыток нейтронов позволяет ядрам быть устойчивыми к кулоновскому отталкиванию, поскольку нейтроны участвуют в сильном взаимодействии, скрепляющем ядро, при этом не участвуют в электромагнитном взаимодействии, разрывающим его. Однако нейтроны являются стабильными только в связке с протонами. Свободный нейтрон нестабилен и распадается на протон, электрон и антинейтрино. Так и происходит в ядрах, в которых существует большой избыток нейтронов.

Также существует и нейтронное излучение. Оно сопровождает спонтанный распад тяжелых ядер, поскольку в тяжелых ядрах имеется избыток нейтронов, который становится «лишним», для осколков. Однако, такое радиоактивное излучение — достаточно редкий процесс.

Можно составить таблицу видов излучений:

Таблица видов излучений
Рис. 3. Таблица видов излучений.

Излучение — это передача энергии вещества, которая происходит на расстоянии. Наиболее часто оно осуществляется безмассовыми фотонами — квантами энергии. Существует также и радиоактивное излучение, осуществляющееся частицами, имеющими массу покоя.

Передача энергии вещества, осуществляемая на расстоянии, называется: