Характеристика Анны Андреевны

Характеристика Анны Андреевны

Одним из центральных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская, жена городничего. В произведении нет положительных героев, и Анна Андреевна не исключение. Её образ является олицетворением светского общества, для которого общественное положение и внешний лоск были важнее всего. Характеристика Анны Андреевны помогает раскрыть отношения, свойственные бездушному и эгоистичному обществу. Ограниченная, глупая, безнравственная женщина стремится лишь к финансовому благополучию и высокому положению в обществе. Тщеславие и самолюбие становятся причиной того, что даже в собственной дочери она видит соперницу в любовных делах.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Полное имя — Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности, супруга городничего.

Семья — супруг — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, дочь — Марья Антоновна.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — привлекательная, моложавая женщина, которая много значения придаёт своему внешнему виду.

Характер — пустая, глупая, расчётливая, любопытная, большая кокетка.

Положительные черты — достаточно смелая женщина, не робеющая перед чинами.

Отрицательные черты — тщеславная, высокомерная, склонная к семейной тирании, любит внешний лоск.

Произведение — «Ревизор».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание Анны Андреевны с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Анны Андреевны основан прежде всего на том, что она является супругой городничего и занимает высокое положение в обществе провинциального городка.

«Анна Андреевна, жена его…»

Источник: «Замечания для господ актёров»

Внешность

Анна Андреевна — женщина моложавая, ещё представляющая интерес для мужчин.

«…ещё не совсем пожилых лет…»

Источник: «Замечания для господ актёров»

У Анны Андреевны — тёмные глаза.

«…а у меня глаза разве не тёмные? самые тёмные».

Источник: Действие третье, явление 3

На встречу с Хлестаковым Анна Андреевна надевает своё любимое платье палевого (светло-жёлтого) цвета.

«…я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое».

Источник: Действие третье, явление 3

Анна Андреевна — ещё привлекательная женщина, способная нравиться мужчинам.

«А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что ещё можно бы…»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«А она тоже очень аппетитна, очень недурна».

Источник: Действие четвёртое, явление 13

Черты характера и поступки

Анна Андреевна — большая модница, привыкшая много времени уделять себе, своим туалетам.

«Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы».

Источник: «Замечания для господ актёров»

Анна Андреевна — женщина тщеславная, высокомерная, чему особенно способствует её высокое положение в провинциальном обществе.

«…при случае выказывает тщеславие».

Источник: «Замечания для господ актёров»

«…ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Источник: Действие пятое, явление 7

Характерная черта Анны Андреевны — неуёмное любопытство. Она желает быть первой в курсе всех событий, происходящих в городе.

«Очень любопытна…»

Источник: «Замечания для господ актёров»

«…(Кричит в окно.) Скорей, скорей! вы тихо идёте. Ну что, где они? А? Да говорите же оттуда — всё равно. Что? очень строгий? А? А муж, муж? (Немного отступя от окна, с досадою.) Такой глупый: до тех пор, пока не войдёт в комнату, ничего не расскажет!»

Источник: Действие третье, явление 1

«Чрез два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц ещё лучше можно узнать!»

Источник: Действие первое, явление 6

Анна Андреевна не прочь почувствовать власть над своим супругом, однако власть эта незначительна и служит для повышения самооценки героини.

«Берёт иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках».

Источник: «Замечания для господ актёров»

Анна Андреевна прекрасно понимает, что является провинциалкой, и очень стесняется того, что не обладает столичными светскими манерами. Она восхищается утончённым столичным обращением.

«Анна Андреевна. Как можно-с! Вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю.
Хлестаков. Отчего же не заслуживаете?
Анна Андреевна. Я живу в деревне…»
Источник: Действие третье, явление 6

«Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приёмы и всё это такое… Ах, как хорошо!

»

Источник: Действие третье, явление 8

Несмотря на возраст и семейное положение, Анна Андреевна остаётся ветреной кокеткой, как в юности.

«…провинциальная кокетка…»

Источник: «Замечания для господ актёров»

Анна Андреевна любит быть в центре мужского внимания и даже свою дочь воспринимает как соперницу.

«Я страх люблю таких молодых людей! я просто без памяти. Я, однако ж, ему очень понравилась: я заметила — все на меня поглядывал.
Марья Антоновна. Ах, маменька, он на меня глядел!
Анна Андреевна. Пожалуйста, со своим вздором подальше! Это здесь вовсе не уместно.
Марья Антоновна. Нет, маменька, право!
Анна Андреевна. Ну вот! Боже сохрани, чтобы не поспорить! нельзя, да и полно! Где ему смотреть на тебя? И с какой стати ему смотреть на тебя?»
Источник: Действие третье, явление 8

Анна Андреевна — эгоистичная, самовлюблённая женщина. Став свидетельницей любовной сцены между Хлестаковым и дочерью, она обижает Марью Антоновну.

«Анна Андреевна. Поди прочь отсюда! слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
Марья Антоновна уходит в слезах».
Источник: Действие четвёртое, явление 13

Анна Андреевна не на шутку увлекается Хлестаковым, в котором видит идеал светского, галантного кавалера.

«А я никакой совершенно не ощутила робости; я видела в нём образованного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет».

Источник: Действие третье, явление 9

Анна Андреевна не обладает высокими моральными качествами. Несмотря на свой семейный статус, она не прочь завести роман с Хлестаковым.

«Хлестаков. Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.
Анна Андреевна. Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем».
Источник: Действие четвёртое, явление 13

Большим ударом для героини становится известие, что ветреник Хлестаков выбирает не её, а Марью Антоновну.

«Хлестаков (схватывая за руку дочь) Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!
Анна Андреевна (с изумлением) Так вы в неё?..»
Источник: Действие четвёртое, явление 14

Анна Андреевна считает, что именно она является идеальным примером для подражания для своей дочери.

«У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове; ты берёшь пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина. Что тебе глядеть на них? не нужно тебе глядеть на них. Тебе есть примеры другие — перед тобою мать твоя. Вот каким примерам ты должна следовать».

Источник: Действие четвёртое, явление 14

Воспитание

Воспитание Анны Андреевны заключается лишь в прочитанных любовных романах и решённых бытовых проблемах.

«…воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».

Источник: «Замечания для господ актёров»

Анна Андреевна, по сути, является тёмной, глупой женщиной, которая верит в карточные гадания.

«Вот хорошо! а у меня глаза разве не тёмные? самые тёмные. Какой вздор говорит! Как же не тёмные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?»

Источник: Действие третье, явление 3

Характеристика Анны Андреевны другими героями

Городничий

Городничий, заметив легкомысленное поведение супруги, остаётся очень недоволен этим.

«Ну, уж вы — женщины! Все кончено, одного этого слова достаточно! Вам всё — финтирлюшки! Вдруг брякнут ни из того ни из другого словцо. Вас посекут, да и только, а мужа и поминай как звали. Ты, душа моя, обращалась с ним так свободно, будто с каким-нибудь Добчинским».

Источник: Действие третье, явление 9

Подробная характеристика городничего.

Хлестаков

Будучи весьма любвеобильным молодым человеком, Хлестаков решает приударить за Анной Андреевной, которая неплохо сохранилась к своим годам и сама не прочь завести интрижку со столичным кавалером.

«А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что ещё можно бы…»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Хлестаков (в сторону). А она тоже очень аппетитна, очень недурна. (Бросается на колени.) Сударыня, вы видите, я сгораю от любви».

Источник: Действие четвёртое, явление 13
«Хлестаков. Нет, я влюблён в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.
Анна Андреевна. Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.
Хлестаков. Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй… Руки вашей, руки прошу!»
Источник: Действие четвёртое, явление 13

Подробная характеристика Хлестакова.

Речевая характеристика Анны Андреевны

Образ Анны Андреевны весьма полно и красочно раскрывается благодаря особенностям её речи. Будучи женщиной чрезмерно любопытной, нетерпеливой и эмоциональной, она выражает свои переживания потоком коротких вопросительных и восклицательных выражений: «Где ж? где ж они? Ах, боже мой!», «Муж! Антоша! Антон!», «Антон, куда, куда? что, приехал?»

Особенно ярко проявляется характер Анны Андреевны в общении с её дочерью, Марьей Антоновной, которое неизменно сводится к препирательству. Если дочь высказывает собственную мысль, неожиданную для Анны Андреевны, то это вызывает резкую ответную реплику:

Марья Антоновна, всматриваясь в окно, раньше матери замечает прохожего и сообщает: «Кто-то идёт, вон в конце улицы.» Анна Андреевна тут же раздражённо реагирует: «Где идёт? у тебя вечно какие-нибудь фантазии».

  • Марья Антоновна восклицает: «Это Добчинский, маменька», на что мать сразу возражает: «Какой Добчинский? тебе всегда вдруг вообразится этакое».

    С появлением в доме городничего Хлестакова Анна Андреевна старается продемонстрировать гостю свою утончённость, галантность, любезность: «Прошу покорно садиться», «Вы это так изволите говорить для комплимента», «Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет». В её речи появляются иностранные слова: «для комплимента», «вояжировка».

    Свою истинную сущность Анна Андреевна демонстрирует во время любовной сцены с Хлестаковым. Увидев дочь на коленях молодого человека, она обрушивается на неё с укорами: «Это что за поступки такие?», «Поди прочь отсюда! Слышишь, прочь, прочь! И не смей показываться на глаза!» Но наивысшая степень раздражения у героини проявляется в тот момент, когда она узнаёт, что Хлестаков влюблён не в неё, а в Марью Антоновну. Она при госте принимается оскорблять дочь, называя её «дура», «эдакая дрянь» и грозит ей: «Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно отказала: ты не достойна такого счастья».

    Народная характеристика

    Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

    Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

    Давайте создадим самую подробную характеристику Анны Андреевны вместе!

    Биография

    Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская — супруга городничего, женщина средних лет. Имеет взрослую дочь Марью Антоновну.

    Принадлежит к дворянскому сословию, но, несмотря на это, не имеет полноценного образования. Всю информацию о жизни, о взаимоотношениях между людьми она черпает из любовных романов, альбомов, во время решения бытовых проблем.

    Будучи в юности пустой кокеткой, она совершенно не меняется с возрастом. Даже замужество и рождение дочери не заставляют её сделать переоценку жизненных ценностей.

    Проходит вместе с мужем весь трудный путь карьерного взлёта. Получив статус жены городничего, чувствует себя дамой высшего света.

    Образ Анны Андреевны

    Анна Андреевна олицетворяет светское общество: пустое, бездушное, поверхностное, невежественное. Для героини самым важным является высокое положение в свете, роскошная жизнь со всевозможными развлечениями. Не обладая ровным счетом никакими достоинствами, она стремится быть в центре внимания, мечтает о всеобщем восхищении и преклонении.

    Всё, что беспокоит Анну Андреевну, — её внешний вид и впечатление, которое она производит на окружающих. Несмотря на довольно зрелый возраст, она остаётся инфантильной кокеткой — такой же, как и в юности. Героиня мечтает покорять сердца мужчин и в столичном фигляре Хлестакове видит идеального кандидата для нового романа. Анна Андреевна безнравственна настолько, что даже в дочери видит соперницу в амурных делах и всячески пытается очернить её в глазах кавалера.

    Анна Андреевна — женщина расчётливая, меркантильная и тщеславная. Узнав, что Хлестаков предпочёл дочь, а не её, она тут же меняет свою точку зрения на происходящие события. Породниться со столичным ревизором гораздо почётнее, нежели просто стать его любовницей. Подобная связь позволит существенно улучшить положение в обществе, даст возможность перебраться в столицу.

    Образ Анны Андреевны типичен для представителей светского общества, современником которого был Н. В. Гоголь. При помощи этого персонажа автор в свойственной ему ироничной манере высмеял основные его пороки.

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    для самых рациональных -

    Краткое содержание «Ревизор»

    для самых нетерпеливых -

    Очень краткое содержание «Ревизор»

    для самых компанейских -

    Главные герои «Ревизор»

    Вывод

    Анна Андреевна — один из ярких персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», который вобрал в себя отрицательные черты светского общества. Будучи женщиной пустой, невежественной и тщеславной, она мечтает лишь о высоком статусе и беспечной жизни, наполненной балами и светскими приёмами. Об эгоизме и равнодушии героини к окружающим говорит её отношение к самым близким людям — мужу и дочери.

    Роль героини в произведении важна для понимания того, как устроено высшее общество в России, какие ценности царят в нём. Цитатная характеристика Анны Андреевны позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.

    Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

    Тест

    1. /5
      Вопрос 1 из 5

      Кто был супругом Анны Андреевны?

    Доска почёта
    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

      Пока никого нет. Будьте первым!
  • закрыть